K Kanton Gnadenflur

Кантон Гнаденфлюр - сейчас Федоровский район

Пряхина Зоя Кузьминична - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Первомайский - Федоровский район 1922 - 2013 год » Известные люди района » Пряхина Зоя Кузьминична
Пряхина Зоя Кузьминична
gnadenflurДата: Суббота, 17.11.2012, 18:31 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline


Пряхина Зоя Кузьминична (4.11.1927 г.), с Романовка, Федоровский район - 5.12.1994 г., | п. Мокроус) - учитель.

Профессиональная деятельность: учитель начальных классов с. Калдино (1945-1946); учитель русского языка и литературы Ивановской 7-летней школы (1948-1951); за-. ведующая методическим кабинетом РОНО (1951-1959); учитель русского языка и литературы МСШ (1959-1983).

Специальное образование: Саратовский учительский институт (факультет русского языка и литературы I(1946-1948), Саратовский педагогический институт | (1952-1955), заочно.

Педагог-новатор. Добивалась высочайших результатов в ' учебном и воспитательном процессе.

Участник Всесоюзного съезда учителей (1978).

Герой Социалистического Труда (1978), награждена многими правительственными наградами.

Общественный деятель: депутат районного и областного Советов различных созывов (1972-1985), член обкома профсоюза, активист районной женской организации. При ее участии как депутата построены в п. Мокроус ж/д мост и детсад *Родничок». Поддерживала творческие контакты и переписку с известными педагогами страны, поэтами и писателями. Публикации о деятельности З.К. Пряхиной делали центральные, областные и районная газеты, профессиональные журналы.

Именем учителя назван ежегодно проводимый районный литературный конкурс "Мы — дети одного Отечества". Мемориальная доска размещена в школе МСШ №1



Автобиография Пряхиной Зои Кузьминичны


Материал подготовлен и предоставлен сайту С.Цух пос.Мокроус

Авторские права принадлежат принадлежат С.Цух
.
 
gnadenflurДата: Суббота, 17.11.2012, 19:54 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Газета «Вперед» от 1 ноября 2002 года

Мы жили на другой планете

Документальный рассказ о человеке и его времени


Другими стали её ученики, сумев покорить высоты собственной жизни.
Они всегда были преданы друг другу -учитель и дело, которому отдана вся жизнь.
Зоя Кузьминична Пряхииа - герой земли Федоровской. 4 ноября ей исполнилось бы 75 лет.
Те же вопросы обретают новые noколения.
Голос учителя все так лее полон размышлений.




Я ПРЯХИНА Зоя Кузьминична, родилась 4 ноября 1927 года в селе Романовке Федоровского района. Отец Пряхин Кузьма Егорович, работал учетчиком в тракторной бригаде, мать, Пряхина Мария Максимоена, - дояркой. В семье нас было семеро детей: две сестры и пять братьев.

С 1935 по 1945 год училась е Романовской средней школе, после окончания которой поступила на работу в Калдинскую семилетнюю школу в качестае учительницы начальных классов.

В 1946 году я сдала вступительные экзамены в Саратовский учительский институт на факультет русского языка и литературы, а в 1948 году, окончив его, приехала работать в Ивановку. В 1951 году была переведена в районный отдел народного образования на должность заведующей педкабинетом.

В 1955 году заочно окончила Саратовский педагогический институт, а в 1959 году по собственному желанию была переведена на работу в Мокроусскую среднюю школу, где работаю по настоящее время учителем русского языка и литературы.

(Из автобиографии). 1973 г.

Так я стала учительницей

ШЁЛ последний год войны - победный 1945 год. Я закончила 10 классов. Сшили мне дома платье из двух солдатских рубашек, одела я мужской жилет, сапоги и поехала на гужевом транспорте в село. Тогда зерно возили в телегах, машин не было, автобусов тем более.Так я стала учительницей первого класса, не имея никакого представления о своей будущей работе. И нас, таких -учителей, приняли в школы района около 30 человек. Уроки, как я теперь понимаю, давала плохие, знаний не было. Но в душе у меня, как и у многих советских людей, была одна всеобщая радость: закончилась война, враг разбит, и страстное желание трудиться, быстрее залечить раны. Был большой энтузиазм. Была любовь к школе, к детям. Учеба в институте, изучение методики и педагогики -все это было потом. А пока на каждый урок я шла с удовольствием, руководила хором (хотя данных у меня не было никаких), рисовала, писала плакаты, участвовала в драмкружке сельского клуба.

(Из личного архива). 1978 г.

Когда предоставили слово

ТРИДЦАТЬ лет работала я, как мне казалось, незаметно, жила скромно. И вдруг такое,.. Когда я возвращалась из Москвы, волновалась еще больше, чем там, в столице. Как меня встретят? Как будут реагировать товарищи по работе?

Еду. Вот уже Мокроус. Волнение на пределе. Открываю дверь вагона: вокруг народ. Я расстроилась еще больше, расплакалась, Потом, когда разглядела, то увидела и директора школы, и своих учителей, и учеников, и некоторых родителей.

Дело в том, что в Доме культуры был назначен митинг, но я приехала не тем поездом, которым меня ожидали. Многие жители пошли из клуба домой, а некоторые, кто посвободнее, - на вокзал.Я не привыкла к такому людскому вниманию к своей жизни, работе. Мне было страшно: как дальше жить и особенно работать. Ведь ученика за один день не воспитаешь и не выучишь. Мысли в голове не давали мне покоя.

А на следующий день встреча с жителями все же состоялась. Народу было много. Пришли руководители района - секретарь РК КПСС В. И. Барцев, председатель исполкома И. В. Выдыш. Выступали директор школы, родители, ученики, потом мне предоставили слово. Специально не готовилась, а заняла у своих слушателей больше часа.

Когда я, как говорят, стала приходить в себя, мне казалось, что ко мне в семью пришло горе, а не радость, не счастье, На домашний адрес и в Москву для меня почтальоны принесли 36 телеграмм от родных, родителей, бывших учеников. Телеграммам я была рада. Они меня взволновали еще больше. Но здесь я волновалась от счастья. Я не думала, что меня помнят те ученики,которых я учила в первые годы своей работы. Эти поздравления я считаю самыми дорогими для меня. Волнения мои не прекращались все лето, но мне предстояло еще одно испытание -первое сентября. Это было главное - как встретят ученики меня? Как они прореагировали на такое событие? Они - самые строгие и объективные судьи. Как никогда, я готовилась к первому уроку.

На уроки пришла в первый день со звездой. И в перемену каждый старался пройти мимо меня и посмотреть. А мои воспитанники (там, где я классный руководитель) даже попросили потрогать звезду руками. А сейчас я ее надеваю только на торжественные собрания, встречи. Но мне без нее легче. Я всегда думаю, что не сумею оправдать такую награду. Уж слишком она высокая, слишком.

(Из материала для областной газеты »Коммунист»).
19 мая. 1979 г.

Согласна с Шаталовым

УВАЖАЕМАЯ Валентина Ивановна!
Целый месяц участвовала а проверке работы учителей Мокроусской средней и Борисоглебовской восьмилетней школ на общественных началах (без отрыва от аптеки и больницы). Очень много думала о работе учителей, об успеваемости учащихся, которая нас не удовлетворила. И хочется поделиться с вами своими мыслями. Я больше согласна с Шаталовым, который считает, что назначение учителя -учить детей. Поэтому мы и называемся учителями, а не контролерами. Да не просто учить, а каждый урок анализировать и готовиться к новому с учетом вчерашних неудач, с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Надо слышать биение маленького сердечка каждого ребенка, на урок нужно, идти подготовленным, как никогда, следить за методическими новинками, которые помогали бы добиваться успеваемости, -предметные журналы читать от корки до корки.

А разве дети нуждаются в наших грубых и глупых окриках? Я за сотрудничество в педагогике. И не раз горько расплачивалась за авторитарное давление на старшеклассников. Только сотрудничество! Оно приносит радость детям, развивает интерес к учебе, к предмету, а учителю - успех.

З. К. Пряхииа. 4 декабря 1987 г.

Дорогая Зоя Кузьминична!

Спасибо вам за вашу доброту, мудрость, простоту и скромность! Все, о чем сейчас так громко говорят в педагогике (новаторстве, новых формах и методах, педагогике сотрудничества, демократизации и т. д.) было стержнем вашей работы, основой вашего успеха. И за это низкий вам поклон и от учителей, и от руководителей, и от ваших учеников.

С уважением глубоким и искренним Валентина Ивановна Антонченко, заведующая Саратовским облоно.

26 декабря 1987 г.

Только серцем понять ребёнка

1965 г.

О трудные военные годы вместе c другими учениками я пахала и сеяла, убирала солому в стога и возила зерно на элеватор, заправляла горючим трактора и комбайны, работала учетчицей. Мы, сельские школьники военных лет, вложили и свою маленькую долю в Победу Родины над врагом. В больших трудностях обрели радость Победы. Может быть, поэтому я связала судьбу с родным краем. Я горжусь, что живу на селе и воспитываю у своих учеников уважение к делам хлебороба-труженика.

1969 г.

Наше время предьявляет человеку большой счет. Все чаще мы задумываемся, как соответствовать ему, какими должны быть сегодня я, ты, он.

1970 г.

Подвожу учащихся к главнейшему выводу, что начало всех начал для человека - труд. Хорошие ли это люди, которые не трудятся, но объедаются? Для доказательства показываю репродукцию картины П. Брейгеля «Рай для ленивых «, написанную в 16 веке. Уже тогда люди смеялись над теми, кто представлял себе жизнь как скатерть-самобранку.

1971 г.

Только сердцем понять ребенка, которого тебе доверяют воспитывать, учить, - быть равнодушным в нашем деле не годится. И излишняя строгость учителю не помощник: где крик - там бессилие ума. Разве мы, взрослые, не нуждаемся в разговоре по душам? Дети - тем более. Подберешь ключик к сердцу школьника - и ты навсегда его кумир. -А как это сделать?» - спросит начинающий учитель. В этом, пожалуй, самая главная наша трудность. Нет у нас готовых рецептов, как у врачей. Мы всегда в постоянном поиске.

1971 г.

Неожиданно рассказала на уроке, что А, П, Чехов никогда не получал выше тройки. А Салтыков-Щедрин за ночь написал сочинение, получил двойку, а ему написали: -Не знаете русского языка-.
Очень удивились этим фактам. Необходимо найти в себе что-то очень главное и развивать это постоянно.Чехов у нас один, но у каждого есть шанс стать не вторым Чеховым, а заявить о себе с большой буквы.

1972 г.

На ближайшем родительском собрании ответить, что самое важное - это воспитание трудолюбия в семье. Проблемы учащихся: не задумываются над своими поступками, не анализируют их, не воспитывают в себе силу воли,упорство; не умеют бороться с трудностями. Очень многие ученики обладают умом, его глубиной, пытливостью. Больше развивать самостоятельность, "добывать" знания в школе и дома, быть активными в этом процессе. Деликатный контроль родителей за работой детей.

1973 г.

Анализировала произведение «Хлеб - имя существительное" - Алексеева. Один из героев ставит диагноз нашему обществу с потрясающей правдой: «У нас две напасти: власть тьмы или тьма власти». Это, кажется, было всегда, изменится ли что в будущем? Все за висит от нас.

1974 г.

Прочитала изданные письма Экзюпери. Готова поделиться его мыслями со своим классом.Больше всего тронуло вот это: «Человек в мою эпоху умирает от жажды. Есть только одна проблема,одна единственная во всем мире: вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы. Нельзя,понимаете ли, нельзя жить холодильниками, политикой, балаганом и кроссвордами. Больше нельзя.Перед нами стоит одна проблема:снова открыть, что есть жизнь духа, более высокая, чем разума, единственное, что способно удовлетворить человека».Как актуально звучит и сейчас все это.

1975 г.

Коля М. доказывал в пылу полемики: «Все говорят хочат» и «ложат-, а раз все говорят, значит, это и правильно. Обьяснила ему, что Лев Толстой так не сказал бы и Достоевский тоже, а у них написано столько, сколько весь район не написал писем за всю историю. Улыбнулся и, кажется, поверил.

1976 г.

Читала Г. Маркеса и Ж.Амаду и критику на их творчество.Сейчас появляется мнение, что центр мировой литературы переместился в Латинскую Америку. Мне хочется защитить те ценности, которые исповедует наша литература, особенно писателей-деревенщиков. И как в 19 веке центр мировой литературы находился в России, так и поныне он остается пребывать в ней.

1977 г.

Делали списки выпускников Мокроусской школы за обозримое время - какие судьбы. Можно даже создать в отдельных местах землячества. Шесть выпускников 1941 года не вернулись с войны: Мартынов Михаил, Пирогов Иван Прокофьевич- Фомичев Иван Прокофьевич, Гуленко Василий.Трофимов Юрии, Кухаев Иван. Вспомнят ли их будущие поколения?

1978 г.

Василий Быков -уникальное явление в белорусской прозе, во всей нашей советской литературе, думаю, и в мировой .Одно из его произведений разберем подробно на ближайших уроках

1985 г.

Выступала на сессии областного Совета. Цитировала Р. Люксембург в рамках обсуждения вопроса о выборах: "Без свободы выборов, без неограниченной печати собраний, без свободной борьбы жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остается действующим элементом". Встретили тепло, аплодировали. Произнесено немецкой революционеркой еще в начале 20 века, а ставим этот лозунг на щит в стране победившего пролетариата лишь в конце века. Как все непросто в нашем обществе.

1987 г.

Интересный все-таки писатель И. Эренбург – прекрасная публицистика. Позволил по-новому взглянуть на личность Сталина, хотя и не все его взгляды готова разделить. Вот и И. Эренбург пишет:
"Мы давно забыли, что Сталин человек. Он превратился во всемогущего и таинственного бога. И вот бог умер от кровоизлияния в мозг.Это казалось невероятным. Мы все плакали, когда он умер, и это было очень искренно".

1988 г.

Сегодня в «Учительской газете» прочитала такие строки:

Ты когда-нибудь сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так позволь мне жестокое слово?
Счастья в жизни тебе узнать не пришлось!

Наверное, такая философия приходит с годами, но лучше ее узнать в юности.

1989 г.

У Стругацких как-то прочла: "Хорошее всегда хорошо, жаль, что плохое не всегда плохо".
Много думала об этом. И сейчас продолжаю размышлять о противоречиях возвышенного и земного.

(Из личного дневника).

В чем твоё счастье ?

В каждом коллективе всегда востребованы молодые педагоги, их романтика и полет фантазии, молодой задор и стремление утвердить себя в педагогике. Без этого никак нельзя работать в школе. Вы омолаживаете, вы обновляете коллектив, где не должно быть места застою, однообразию, вы очень нужны детям. Они вас ждут с радостью.

Будет трудно "а легко в школе не бывает", идите за помощью, учитесь у опытных наставников. Знайте, чтобы стать хорошим преподавателем, нужно много знать, а чем больше знает человек, тем он сильнее. Очень важно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. Как сказал поэт:

В глазах детворы ты Колумб и герой.
Друзья твои Павка, Олег Кошевой,
И Юрий Гагарин, и Герман Титов,
И сам ты из смелых и сильных орлов.

Всегда гордитесь своей Родиной, которая вас взрастила, и воспитывайте это чувство у своих учеников, чтобы на вопрос анкеты –В чем твое счастье, они писали "Счастье я вижу в том. что ЖИВУ и учусь в своей стране"..
Идите на каждый урок с радостью. Старайтесь стать хорошим учителем. А хороший учитель - это тот, который любит детей, находит радость в общении с ними, знает душу ребенка, никогда не забывает что и сам был ребенком. Хороший учитель знает науку и влюблен в свой предмет. Быть хорошим учителем – это счастье которым умеешь делиться

Из выступления на встрече с молодыми учителями Федоровского района 1991 г.

Материал подготовил С. ЦУХ р.п. Мокроус

(Фото, документы, воспоминания из личного архива)[b]
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 14:19 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Газета «Вперед» от 4 ноября 1997 года



ЗАВИДНАЯ СУДЬБА !

Для ее учеников этот день особенный. Зое Кузьминичне Пряхиной, Герою Социалистического Труда, долгие годы проработавшей в Мокроусской средней школе, сегодня исполнилось бы 70.
Три года прошло, как ее не стало, но сотни учеников, которым она передала свои знания, часть души, с чувством глубокой благодарности помнят о своем наставнике. Работа Зои Кузьминичны- ее отношение к труду и результаты труда - всегда находила общественное признание. Известно, что учитель - это не профессия - это судьба. 3. К. Пряхина прошла ее достойно, оставив яркий след в истории нашего края.Предлагаемый документальный материал дает возможность читателю через призму ушедшего времени услышать слово Учителя, актуальность которого ощущается и сегодня.

Открытие человека

Вспоминаю своих учеников с такими рвзными детоскими радостями, амбициями. мечтами. И лиший раз убеждаюсь, что самые важные решения любой человек принимает за партой .Легко ли они даются нам, их наставникам? Думаю, мало кто из детей и родителей задумывается над этим.Скажем, в нынешнем мире профессий худа больше, чем учеников в поселковой школе Но прежде ,чем выбрать кем быть, нам вместе с каждым из ребят предстоит понять: каким стать. Казалось бы, ясно : добрым честным, умным великодушным .Ну а если применить эти большие понятия к повседневным делам, которые подросток совершает порой безотчетно? Сколько приходится пережить неУдач, огорчаться мальчишескими и девчоночьими обидами, удивляться их недоумениям. Зато и награда велика, когда уже взрослыми людьми они снова приходят в школу поделиться успехами в труде, счастливыми семейными событиями А потом приводят детей, доверяя их нашим заботам:

Нередко о работе учителя судят по «среднему баллу» в школьном аттестате. Конечно, четверки пятерки- свидетельство успехов не только ученика, но и мастерства его педагогов. Но чем измерить итог уроков человечности и доброты ? Бывает, что лишь спустя много лет нам удается узмать истинную цену таким своим усилиям. И не всегда она радостна. Вот почему каждая добрая перемена в воспитанниках - настоящий праздник на нашей учительской улице.Открывая дверь класса, иду к столу. Десятки юных лиц, как подсолнухи. поворачиваются вслед за мной. Сегодня нам предстоит очередной урок. Тема известна, подготовлено и задание на дом. Но мало перелистнуть страницу учебника. Нужно сделать еще один шаг к пониманию своего назначения на земле.

(Газета «Правдa», №274. 1 октября 1978 г.)

Учеба была радостью

Студенткой Саратовского учительского института (было такое подразделение в системе педгогического института) я стала в первый послевоенный год. Радостный год - ведь кончилась война, но и тяжелый - долго еще будет аукаться нам война. Тяга к знаниям у студентов была огромной: и вчерашние школьники, такие, как я, и фронтовики торопились узнать побольше и побыстрее, одни - наверстывая упущенное, другие - стараясь не отстать. На наших студенческих собраниях никогда даже не поднимался вопрос об успеваемости: большинство училось на 4 и 5. С занятий не уходили, а, наоборот, старались устроиться поближе к преподавательскому столу Лекции многих преподавателей были праздником - Е. Н. Мандель, В. П Воробьев, Н. Ф. Доцауэр покоряли богатством знаний, умением передать их слушателям, увлечь своим предметом. Но главное - они развили у нас интерес к самостоятельной работе, стремление к совершенствованию, без чего учитель не может .быть учителем.Учеба была радостной. Быт, конечно, не устроен: общежитие не отапливалось по неделям, продукты давали по карточкам. И все же ни одна премьера в театрах не проходила без переполненной студентами галерки. На всю жизнь запомнились дни, когда отменили карточную систему, когда включили газ, и мы смогли отогреться Страна залечивала раныВновь студенткой, уже педагогического института, я стала в 50-х годах и закончила вуз в 1965. И с тех пор в сельской школе, не вижу призвания вышв своего.

(Газета «Коммунист», №296 от 26 декабря 1981 г.)

Алгоритмы творчества

За многолетнй период работы, непрестанного поиска у Зои Кузьминичны сложились свои педагогичес-кие заповеди На вопрос, что для учителя является главным, она ответила:

- Постоянно работать над собой, учиться чтобы иметь право учить других.

- Уважать личность каждого ученика.

- Обучать всех и каждого.

- учитьcy жизни, а не только русскому языку и литературе.

(Журнал «Литература в школе» 1981 №2 из статьи В.Захаровой «Наши учителя».)

«Я верю в неразменные слова»...

Приходилось ли разочаровываться в профессии? Нет - никогда, ни в юности, совпавшей с такими трудными годами, ни сейчас, когда так много накоплено и так мало остается сил .Пусть сколько угодно твердят о падении престижа профессии, о том, что не те стали дети. А я открываю свой альбом. Это Саша Приказчиков, он один из лучших рабочих компрессорной станции газопровода. Саша Попов стал шофером, как мечтал. Владик Кушнаревич, не слишком общительный, застенчивый был мальчик, теперь Владислав Станиславович, директор нашего элеваторa. А вот мои совсем далекие - Бойко, Гавва и Ткаченко, все трое бредили авиацией, теперь один водит пассажирские самолеты, двое других - военные штурманы,

На каждый праздник получаешь вот такую стопку открыток и чувствуешь себя счастливой. Нет, не в удовлетвореном самолюбии здесь дело. Каждый человек, уверена, мучим вот чем: ты живешь, страдаешь, добиваешься чего-то, думаешь, мечтаешь. Но настанет момент ухода, и всему этому, оказывается, грош цена. А учитель, если отдает он делу душу, может без страха смотреть вперед: его мысли дали богатые всходы, его совесть породила совесть, его сердце зажгло другие сердца.Высокие, скажете, слова? Возможно. Мы, учителя словесности, вообще ими грешим. Хотя не грех это вовсе. Я убеждена, что никому не стоит бояться высоких слов. Скучнеет, сереет без них жизнь. У кого-то из поэтов сказано: «Я верю в неразменные слова». И я верю. Для меня главное из них, после слова «Родина», слово труд.

... Про мое поколение принято говорить.что война лишила нас детства. Но я вспоминаю те годы и с благодарностью. Они научили ценить ощущение причастности к общему, а главное, научили трудиться.Знаете, когда я любуюсь своими детьми? Когда мы вместе работаем. Например, сажаем школьный сад. В коллективном труде дети проявляются с самой лучшей стороны, и самые никчемные могут оказаться героями дня, а это так важно. Современной школе необходим большой труд - не выпиливание лобзиком раз в неделю, а настоящий полезный обществу близкий к реальной жизни, коллективный труд!

Поверьте на слово, лучшие мои дети были из семей, где труд был повседневной необходимостью. К сожапению, все больше становится других, где детям создана «шоколадная» жизнь Моднее одеть, сытнее накормить своя чадо. Зато о том,чтоделается в школе, иные родители и не ведают А того не понимают, что ребенок в первом, третьем, да и в седьмом классе еще учится не для себя - для кого-то, кому доставит он радость своими знаниями и оценками Вот почему так важно, чтобы домашние были «соучастниками» всего, что делается в школе. Конечно, школа старается работать с такими семьями, но ей приходится все же взять на себя основную долю в воспитании детей. Приносить радость другому должен научиться каждой. Ребенок, научившийся этому, вряд ли будет несчастлив. Мой самый любимый класс (последний, выпущенный в 1982 году) в четвертом был ещё очень недружным: так, каждый сам по себе. И тогда я придумала дни рождения. Не Бог весть какое изобретение: к именинам каждого подарок своими руками делает вместе весь класс.

.,. Самые счастливые дни? Их было много в моей жизни, очень много. Считайте, что каждый удающийся, рождающий ощущение полета урок - это счастливый день. А горькие... Плохое, наверное, хуже помнится. Трудно бывает, когда выпускаешь очередной класс. Уходит часть жизни. И действительно, школа забирает не только все мое время, но и все чувства, мысли. А может, по-другому и работать не стоит?Подумать страшно: почти сорок лет в школе. Вотуже и пенсионный возраст. . Но нет, на будущий год возьму малышей. Довести их до десятого, выпустить в жизнь- не может бьггь,чтобы не хватило сил.

(Из интервью газете «Заря молодежи», №52, 30.04.1983 г.)

Горжусь званием учителя

Почти сорок лет я учитель. Это и много и мало! Опыт опытом. Но приходится признать, что мои всегда беспокойные ребятишки нет-нет да и ставят меня в тупик неординарными вопросами, поступками. Приходится сомневаться в себе, мучиться, не спать ночей, пытаться предвидеть, как сложится судьба того или иного ребенка, испытывать нервное напряжение, все свое личное время посвятить вновь и вновь им. И все-таки, если бы меня спросили, не жалею ли, что выбрала эту нелегкую профессию, я бы ответила: я счастлива своей судьбой.

Иду по улице поселка. Кого бы ни встретила - чувствую причастность к жизни каждого в отдельности и всех вместе учила их когда-то, теперь их детей. Мои односельчане особенно близки мне, по-своему дороги, потому что я помню их детьми Многих пришлось пропустить через свое сердце. Их успехи - моя большая радость, их ошибки просчеты - моя боль, мое горе . Как же ответственно это - быть учителем формиромть поколение молодых. Мы не можем, не должны долускать брака в нашей работе . Наша профессия потому и особая, что предьявляет очень большие требования : у педагога должны быть богатые знания и неугасимая энергия, мудрость и вечная молодость, требовательность и справедливость, простота и богатая внутренняя культура, строгость и сердечная доброта. Должна сказать, что в нашей школе работает сплоченный, дружный, мобильный коллектив педагогов. И вот что примечательно ребята с первоклашек уже любят во всем подражать нам, своим учителям А выпускники школы нередко на всю жизнь выбирают профессию именно учителя. Это и есть самая высокая оценка нашему труду, самая большая гордость. Вот факт:18 учителей нашей школы ее выпускники. Очень непросто педагогу быть постоянно на уровне высоких требований времени. Будем откровенны: ведь бывает и у нас усталость, личные обстоятельства. Но в том-то и особенность нашей профессии, что нельзя делать скидок, что слишком дорого обходятся наши ошибки. Об этом должны знать и помнить те, кто пока только выбрал путь педагога. И мои коллеги-ветераны тоже. В нашей работе не должно быть «привыкания», притупления чувств. Каждый день в школе, каждый час урока - это бой за человека высоких нравственных качеств, это рост новых граждан великой страны.

(Газета «Коммунист», №152 от 6 июля 1984 года.)

«Он будет учиться...»

(Из рабочего дневника учителя)

Василий К., или просто Вася, его так ласково зовут все учителя.

24.09. В классе вел себя хорошо. Тетрадей нет. В классе не работал.
28.09. В классе не слушал. Опаздывает на каждый урок. Был предупрежден - все равно опаздывает.
1.10. Совсем ничего не делал. На уроке не слушал, нарушал дисциплину.В классе такого быть не может. Решение - идти к родителям.Вечером иду к родителям. Отец встретил хорошо, не пьяный. Васи нет дома. Проверили с отцом тетради: завел, но в них ни одного упражнения. Свет очень плохой в комнате, читать нельзя. Попросила отца ввинтить две лампочки дополнительно, и он это сделал. Написала задание Васе - выполнить два упражнения.
2.10 Вел себя на уроке хорошо.Задание выполнил. Приходила к отцу,вместе стали спрашивать правила – не энает. Обещает выполнить.
5.10. Почти ничего не читал из повести «Капитанская дочка». Разговаривала с ним, обещал прочитать.
6 10. Поздравил меня с днем учителя от имени класса. Писали диктант и, конечно, не справился Возмущался, что он не умеет делать грамматический разбор.
8.10 На уроках не был.
9.10 Иду к нему. Болен. Полтора часа занималась с ним. Навели порядок с тетрадями .Сдепали запись в дневнике. Дала задание.
11.10 Задание не выпопнил. но пришел ко мне домой заниматься. Был добр, пожаловался, что мать направили в больницу.
12.10 Занимался у меня дома.Работать не привык.
13 10 Дома у него все вещи разбросаны В квартире он ничего не депает. Но мне рассказал, что деньги мать доверила ему, а не отцу, иначе пропьет деньги. Деньги сын отцу не выдает.
14.10 Думаю. Вася преодолеет трудности, ему сейчас нелегко .У нас наладился контакт. Буду помогать, пока есть силы.
18.10 Сегодня он пришел на урок подготовленным и хорошо отвечал. Я рада безмерно, он будет учиться.

Источник счастья

Учителю постоянно необходимы свежие впечатления, наблюдения. Я каждое лето куда-нибудь езжу. После экскурсий приезжаешь домой обновленной. Иначе нельзя Кончится лето, и тебя будут ждать твои ученики. О чем ты им расскажешь, чем увлечешь?

XXX

Посмотрите, как преображаются наши заволжские степи, разве можно отсюда уезжать куда-то. Тридцать лет с лишним проработала я здесь и счастлива этим. И вот на Всесоюзном съезде учителей среди награжденных высокими правительственными наградами я услышала свое имя. Даже не поверилось. К тому же не просто награда, а еще и звание Героя Социалистического Труда. Я понимала, что такое звание учителям присваивают не часто. На съезде я получила тридцать шесть телеграмм - от учеников, бывших своих воспитанников, от родителей учащихся, учительского коллектива нашей школы. Мне приносили цветы. Я была счастлива. Я и не думала, что меня помнят те ученики, которых я учила еще в 50-е годы. Эти поздравления были для меня самой дорогой наградой. Значит, для людей я делала полезное дело, значит, и живу не зря.

XXX

Хочу видеть своих учеников патриотами своего края, чтобы они стремились приносить людям добро. А среди родителей очень важно, на мой взгляд, распространение педагогических знаний. Надо добиваться от родителей, чтобы они жили жизнью своих детей, а не сводили свое воспитание к тому, чтобы получше одеть или накормитъ. Родители - первые помощники школы в воспитании таких важных человеческих качеств, как трудолюбие, чувство сопереживания, силы воли, чувство долга, стремление к самовоспитанию. Последнему я придаю особое значение, особенно если ученик уже старшеклассник. Я стремлюсь к тому, чтобы, как говорил Н.Островский, ученик для самовоспитания «призывал самого себя на собственный суровый суд», чтобы не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности боролся со своими недостатками, пороками. Активная жизненная позиции уважение к труду - вот самое главное

(Из книги «Призвание -учитель». Сборник очерков (В. Князева. «Источник счастья».

Остановись на минуту


(Из рабочего дневника учителя )


28 июня 1982 года, выпускной вечер. Присутствуют 50 учителей, 35 выпускников, приглашенные. Прощальное напутствие для моих питомцев.

Выпускник! Остановись на минуту Сегодня, когда в последний рез тебя назовут учеником подумай, что дала тебе школа, что ты ей дал ,что возьмешь с собой в дорогу в свои далекий жизненный путь?
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 14:39 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline

Газета «Вперед» от 26 июня 1998 года


Река жизни

В общественной жизни района 20 лет назад (27 июня 1978 года) произошло знаменательное событие - в этот день Указом Президиума Верховного Совета СССР учителю Мокроусской средней школы Зое Кузьминичне Пряхиной было присвоено высокое звание Героя Социалистического труда.Время все больше разделяет нас, но память об этом педагоге, сумевшем проложить свою дорогу к детским сердцам, дает все новые размышления о ценностях человеческих.

Данный документальный материал - взгляд ее учеников на жизнь и труд Учителя, ставших достоянием наших современников.



Я училась у нее не только в школе

Когда я в 1965 голу поступала а педагогический институт, и сдавала устный экзамен по русскому языку в экзаменационной комиссии меня спросили (видимо ответ мой понравился) кто мой учитель?

Зоя Кузьминична давала тот уровень знаний, который мог открывать двери s престижные вузы Но не это главное Ее уроки литературы оказывались всегда открытием прежде всего человеческого достоинства .Урок Учителя был наиважнейшим инструментом осмысления окружающего мира познания той запредельной грани между добром и злом. Философский смысл которой пытаются разрешить все поколения общества.

Русский язык у нашего Учителя олицетворял принадлежность к великому народу к той культуре в которой рождаются гении, ставшие титанами духа Нам казалось, что стыдно не знать родной язык любовь к которому она не преподавала нет - дарила всем без исключения в силу щедрости своей души.Не помню чтобы в школе она оставалась одна - всегда в окружении детей К ней тянулись - она обладала каким-то только ей свойственным обаянием увлеченностью своим делом. Вне сомнения, Зоя Кузьминична - личность. умевшая поднять всех нас на недосягаемые высоты человеческой доброты и любви. В общении с учениками, и не только с ними, нельзя было не почувствовать ее высокой внутренней культуры. И кажется, мир она воспринимала с только ей понятной совершенной красоте, созданной творцом исключительно для благородных целей. Не знаю, была ли это присяга ее сердца на верность людям, а может быть, в человеке она открывала многое из того, что не дано было нам открыть, но что-то оставалось в ее взгляде на жизнь таинственное и безмерно чистое.

Когда я узнала, что Зое Кузьминичне присвоили звание Героя, я как-то внутренне поймала себя на мысли - если не она, то кто же? В нашей школе преподавали много замечательных учителей, но Зоя Кузьминична - учитель от Бога. Я была очевидцем ее встречи на вокзале, когда она возвращалась из Москвы. Пришли ученики, учителя, друзья, много незнакомых людей. Меня переполняла радость и в то же время особое волнение. Мой Учитель всегда оставался гордостью всей моей жизни. После присвоения высокого звания она не изменила своим жизненным интересам, свое лидерство учитель доказывала своим трудом. В какой-то мере возникающая в связи с награждением «звездная аура» была чужда ей, так как отвлекала от основного дела. Я училась у нее не только в школе, но и уже как педагог как мать собственных детей.

Мне всегда больно от мысли, что все мы, ее ученики, жители поселка, власть ничего не сделали для увековечивания памяти Учителя, который был и есть гордостью земли нашей. Мир не станет серым, когда в нем появляются такие люди. И мне всегда хочется стать лучше, потому что по- другому нельзя - не хочу подвести своего Учителя.

Л.НИКОЛЕНКО, выпускница 1965 года.

Не забывается такое никогда

Мы стали ее учениками в 1959 году. А через год на классном комсомольском собрании все решили отправиться на освоение целины - в Казахстан. Зоя Кузьминична ходила к нашим родителям, уговаривая продолжить учебу, тем более, освоение целины шло и в Федоровском районе. Теперь понимаем, как она была права.

Хорошо помню, как однажды наш учитель предложила поехать всем классом в Москву, на экскурсию. Деньги на эту поездку решили заработать сами. Мальчишки, как истинные джентльмены, зарабатывали деньги для всех на разгрузке вагонов после уроков. Но что это была за удивительная поездка, сколько было радости потом.Еще мы в то время сажали лесополосы -сейчас в них уже ветвятся 30-летние дубы.Любимчиков у нашего наставника не было, она любила всех по-особенному тем радостным чувством, которое окрыляет, дает громадный жизненный оптимизм .Зоя Кузьминична создала в школе замечательный литературный кружок .Ходили мы туда с большой радостью, мир прекрасного открывался для мае в совершенно необычном свете.Во время учебы мы вели тайно свой классный ученический дневник в который записывали все новости и наше отношение к происходящему А о содержании этого дневника она узнала лишь на празднике по случаю 20-летия нашего выпуска в 1984 году.Большая благодарность сохранилась к Зое Кузьминичне у матерей Мокроуса. живущих за железнодорожной пинией. Когда она была депутатом областного Совета, мы обратились к ней по поводу строительства железнодорожного моста. Исключительно благодаря ее стараниям, данный наказ был включен в областной план, и в конце 1986 года мост стал реальностью для всех нас.

Как педагог, как личность, Зоя Кузьминична подарила всем нам кусочек своего таланта и своего сердца. В нашем поселке большинство жителей как-то были с ней связаны: либо учились сами, либо у нее учились дети и внуки. И для всех у нее хватало и времени, и терпения. Было бы, наверное, справедливо, если бы одной из улиц или средней школе присвоить ее имя. Думаю, меня поддержат все ее ученики не так много у нас в Мокроусе было известных людей.

И.КОЛЕСНИКОВА, выпускница 1964 года.

Учителями славится Россия

Порой не верится, что когда-то были детство, школа, друзья. Но в последнее время все чаще вспоминаю то далекое светлое время и моего кпассного руководителя Зою Кузьминичну. Пришли мы к ней в 5 классе. Помню, пригласила она меня одного в свой класс-кабинет и стала расспрашивать о моих друзьях-одноклассниках, кто как учится, чем увлекаются. Я очень волновался, переживал, боялся сказать что-то неуместное Эта первая встреча запомнилась на всю жизнь.

Зоя Кузьминична отдавала себя школе полностью. Все у нее быпо подчинено работе с детьми. Мало кто знает, что очень часто домашние задания нам приходилось выполнять у нее дома. Она назначала время, и мы в обязательном порядке появлялись в ее «домашней» школе. Здесь были и двоечники, которым необходимы были тройки, и ударники, перед которыми стояла задача перейти в разряд отличников.Как правило, один или два раза в неделю , после уроков мы выполняли работу над ошибками. И сделать это было совсем не просто. Необходимо было указать правило, параграф и привести два примера А так как Зоя Кузьминична проверяла тетради каждый день, то это была тяжелая ноша для учеников.

По своему характеру наш учитель была скромным человеком. Со своими воспитанниками всегда держала себя тактично, если делала замечание, то старалась не обидеть человека.
Редкий день после занятий нам удавалось сразу уйти домой - каждый день у нас проводилось какое-нибудь внеклассное мероприятие. Это были беседы о художниках, композиторах, писателях, о духовных ценностях общества. В ту пору мы, конечно, не понимали всей важности услышанного. Потом, уже окончив школу, я осознал, какой же великой труженицей была Зоя Кузьминична. И как все мы должны быть благодарны ей.

Встречаясь со своим учителем в последние годы, я удивлялся остроте ее ума. Она глубоко интересовалась процессами, происходящими в обществе, имела неординарное мнение по этому поводу.
Я храню в душе гордость, что мне посчастливилось быть учеником талантливого учителя, она была щедрой на добро, так как смысл своей жизни видела в служении людям.

В.ПАНТЕЛИН, выпускник 1970 года.

Всегда в долгу

Учитель словесности - почти забытое высокое звание человека, который шаг за шагом учит всех нас родному языку. Низкий поклон памяти Зои Кузьминичны за талант и титаническое терпение, подарившей нам любовь к литературе и языку, который знаешь с детства.Время постепенно стирает мелкие детали, и от этого становятся более рельефными, главными точки отсчета человеческих ценностей.Это случилось в 7 классе. Я сломал ногу и оказался надолго прикованным к постели. Зоя Кузьминична каждый день после уроков приходила к нам в дом и занималась со мной. Теперь, став взрослым, я понимаю, как много личного времени отнимал у моей учитепьницы и как много она мне дала. Мне становится до боли стыдно, что мы все, ее ученики, не смогли оплатить долг перед памятью учителя К сожалению, осталось очень мало людей того поколения, которые, как легендарный Данко сжигали свое сердце ради других . Нет среди нас Учителя , но осталось много ее учеников, а это значит, что живы добро и любовь, которым она нас учила.

Александр КОЛЬЧУКОВ, выпускник 1971 года.

Письма из прошлого

Здравствуйте, мой дорогой учитель Зоя Кузьминична! Пишет вам ваш выпускник 1982 года Федор Ахмедов. Служу на Дальнем Востоке в пограничных войсках. Сейчас мы учимся управлять техникой, которой будем работать нз границе. По правде говоря, только армии я осознал, что значит надо учиться. Вы много раз говорили, что все знания, полученные в школе, пригодятся в жизни,- и эти слова были не пустыми .Здесь по-иному начинаешь задумываться о цене хлеба (вспоминаю веши уроки «Хлеб и Родина»).
Зоя Кузьминична, как ваше здоровье, не болеете ли? Как проводите лето? У вас. наверное, и времени нет отдохнуть - всегда заботы, как я помню, вы в школе находились с утра до вечера.
Зоя Кузьминична, вот отслужу в армии, хочу, как и вы, работать в школе - только преподавателем физической культуры.Вся ваша жизнь - это большой факел .Вы переживаете за каждый выпуск: и чтобы удачно сдали экзамены, и чтобы каждый нашел свою дорогу в жизни. Всем нам так было легко, когда вы были рядом, и жить становится увереннее после школы, если учитель подарил часть своей души.

ФЕДОР АХМЕДОВ. Приморский край. 14.07.1983 г.

XXX

Здравствуйте, уважаемая Зоя Кузьминична!

С курсантским приветом Ваш бывший ученик Виталий. Письмо и фотографию вашу получил, за что огромное спасибо. Учиться осталось совсем немного - скоро сессия. Хотя у нас и нет вашего предмета, я всегда вас вспоминаю только в добром отношении. Вы привили мне именно те знания, которые нужны в самой жизни. Это, прежде всего, умение видеть людей, у которых можно чему-нибудь научиться. Как справедливо вы теребили меня за работу над ошибками, хотя, если честно, я все-таки был большой лентяй .И я сейчас очень сожалею, что сам с полной серьезностью не занимался в школе. Увы, понял это я только сейчас, в военном училище. Вырастить человека - это не каждому дано ..

ВИТАЛИЙ АБДУЛИН. г.Энгельс. 1983 г.

XXX

Зоя Кузьминична!

Земной поклон вам за все, что вы сделали для людей, за ваше милосердие и любовь ко всем нам. Прошло более тридцати лет, как вы благословили нас в большую и трудную жизнь, но чувство глубокой благодарности к вам я пронес все эти годы.Кем бы я стал - обыкновенный мальчишка из казахской семьи, живущей в далеком заволжском селе? Мой путь, наверное, не отличался бы чем-то особенным.Русский язык, который вы меня научили понимать, стал для меня больше, чем средство общения. Я стал понимать мир по тем законам человеческой красоты, которые вы открывали нам с особым, только вам свойственным талантом.После службы в армии я закончил военное училище, а затем военную академию. Сейчас прохожу службу в звании полковника в генеральном штабе армии Казахстана. Kaк странно, что живем мы теперь в разных странах. У наших детей судьба будет совсем иной ,но я с особой любовью рассказываю своему сыну о Вас. Как многим вы дали тот заряд человеческой доброты, которая до сих пор является смыслом существования Живите долго. Когда мне трудно, мысленно я всегда прошу у вас совета, хотя вы так далеко

АЛЕКСАНДР МУЛДАШЕВ.

г Алма-Ата 13.11.1993 г.

Материал подготовил С.Цух р.п.Мокроус

(Фото, воспоминания, письма - из семейного архива.)
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 17:20 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline


Обучая, готовить к жизни и труду

Зоя Кузьминична Пряхина из тех людей, у кого обыкновенная биография. Родилесь и постоянно живет в степном Заволжье, в Федоровском районе Саратовской области.Закончив в первый послевоенный год 10 класс, она вступила на благородный путь сельской учительницы, стала учить первоклассников. Это оказалось ее призванием. Заочно окончила сначала учительский институт, затем Саратовский педагогический институт.

Целеустремленность и трудолюбие помогли ей овладеть в совершенстве любимой профессией. И вот уже 35 лет увлеченно и успешно преподает она русский язык и литературу, последние годы — в Мокроусской средней школе.

За многолетний период работы, непрестанного поиска у Зои Кузьминичны сложились свои педагогические заповеди. На вопрос, что для учителя является главным, она ответила:

— Постоянно работать над собой, учиться, чтобы иметь право учить других.
— Уважать личность каждого ученика.
— Обучать всех и каждого.
— Учить жизни, а не только русскому языку и литературе. Воспитывать коммунистическую нравственность.

Слова учительницы не расходятся с деламию Она не.позваляет себе успокоиться на достигнутом. Много читзет, ездит, бывает в Москве, Ленинграде,Прибалтике, посещает, музеи, выставки, принимает участие во ветречах с учителями, писателями и к каждому новому учебному году привозит своим воспитанникам новые интересные впечатления, знания и обязательно новые книги.

Сильная сторона ее педагогической практики— умение приохотить детей к учению, управлять учебным процессом, организовать на уроке активный труд всех школьников, сделать этот труд воспитывающим.Ученики 3. К. Пряхиной, как и у всех, с разными способностями и характерами, есть и слабоуспевающие, но, по ее словам, «нет ни одного лодыря».
Она умеет видеть весь класс, вовремя кого-то подключить, кому-то прийти на помощь, считает необходимым проводить с отдельными учениками дополнительные индивидуальные занятия не только по русскому языку, но и по литературе.

Уважение школьников к своей учительнице так велико, что, как вспоминает бывшая ее ученица, а теперь студентка филологического факультета Саратовского государственного педагогического института, стыдно было не подготовиться к уроку, не выполнить какого-либо задания Зои Кузьминичны. На ее уроках дети не только постигают основы языка и литературы, но интересно живут, испытывают радость мышления, учатся понимать духовные ценности.

В изучении литературы, по убеждению З. К. Пряхиной, важный этап — знакомство с личностью автора художественного произведения. Она видит в этом большой воспитательный смысл и необходимое условие правильного восприятия прочитанного, считает необходимым, чтобы дети «побывали» «на родине Тургенева», «на брегах Невы«, на «Haбережной Мойки, 12» и «там, где шумят Михайловские рощи».

Богатая личная библиотека помогает ей сделать уроки литературы интересными, убедительными, приблизить их к жизни, к личности школьника.Главное для Зои Кузьминичны, чтобы ученики не остались равнодушными к произведению. И при этом она, кажется, никаких особых приемов не использует. Читает. Читает сдержанно, но выразительно, так что дети могут «увидеть», «услышать» героев, представить их. Затем как-то незаметно, естественно переключает, а вернее, подключает учащихся к беседе, умеет при этом интересно поставить вопросы:

- Почему эпиграфом к уроку мы взяли слова В.Г. Белинского: «Что за огненная душа что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»?

— Приходилось ли вам замечать в жизни когда ярче всего раскрывается характер человека?

Учащиеся охотно, искренне и смело участвуют в беседе, хотя вопросы не такие уж и простые для семиклассников, например: о чем рассказывает М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»? Какую мысль выразил автор в поэме «Мцыри»?»

Живо проходят у Зои Кузьминичны уроки внеклассного чтения, заинтересованность и активность учащихся достигают накала, особенно если книга по-настоящему волнует подростков. Так было во время беседы по роману В. Каверина «Два капитана», когда оценивались жизненныз позиции двух главных героев с сильными характерами, но разными моральными принципами.Уже много лет существует в Мокроусской школе литературно-драматический кружок, руководимый 3. К. Пряхиной, где любимое занятие учащихся — чтение в лицах,. работа с иллюстрациями художников-профессионалов и создание собственных иллюстраций к читаемым произведениям.В практике Зои Кузьминичны заслуживает енименчя целенаправленное обогащение понятийного словаря школьников. Почти к каждому уроку литературы в соответствии с его темой и учебными задачами подготавливает ооа плакат с объяснением одного или нескольких слов-понятий, таких, например как : мировоззрение, кредо, мораль, идеал, прогрессивный, атеизм, и др., которые потом стараниями учителя становятся активным достоянием памяти учениковю Зою Кузьминичну, как всякого настоящего Учителя, волнует, какой след оставит то, чему она учит. Поэтому предметом особой заботы считает сочинения, вдумчиво подбирает темы, отдавая предпочтение таким, которые требуют от авторов личного опыта, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, осмысливания и понимания задач современности : "Труд хлебороба" , "Моё представление о настоящем человеке " , "В чём я вижу своё назначение" , "Фронтовики, наденьте ордена" .Не жалея времени , неспеша,вчитывается Зоя Кузьминична в сочинения и бывает счастлива ,когда её воспитанники пишут :

" Настоящие люди живут рядом с нами.Простой скромный труженник милиции И.К.Громов приходил к нам на сбор, и оказалось, что у него вся грудь в орденах и медалях.Он не раз смотрел смерти в лицо, совершил немало героических поступков.А в жизни он - простой, очень скромный и общительный человек.

Настоящим мы называем человека, которыё всегда там, где он нужен. Он делает свое дело с полной отдачей, не боится трудностей, а преодолеет их…

«Я не знаю, буду ли я дояркой, агрономом, врачом, стану ли я инженером, учителем но я хочу приносить людям счастье. В этом вижу смысл своей дальнейшей жизни».Вместе с хорошими знаниями и навыками воспитанники Зои Кузьминичны уносят из школы в большую жизнь осознанное чувство гражданственности и трудолюбие. Немало ее бывших, учеников стали уважаемыми людьми района: трактористами, механизаторами, агрономами, учителями.

Свой труд преподавателя Зоя Кузьминична совмещает с большой общественной работой, являясь членом обкома профсоюза и почти бессменным руководителем районного методического объединения учителей—русского языка и литературы; щедро делится она с коллегами своими знаниями, опытом на совещаниях и семинарах.

Зоя Кузьминична Пряхина—учитель-методист, была делегатом Всесоюзного съезда учителей. В 1978 году ей по достоинству присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

В. Ф. ЗАХАРОВА

заведующая кабинетом русского языка и литературы Сараторского областного ИУУ
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 17:27 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Газета « Вперед» №64 от 12.08.2003 года

Лидия ХРАМКОВА

Памяти Зои Кузьминичны Пряхиной

Мы родом вышли из Отчизны .
И Родина, хоть малая, своя.
И помним, кто ушел из жизни,
Оставив после добрые дела.
Мне бабушка - учитель говорила
О человеке искренней души.
Работа вместе их соединила,
Любовь к предмету, к языку страны.
Так в чем же их краса и сила?
Всегда внимательны, добры.
Вот на таких стоит Россия –
Учителях большой семьи.
Страна у нас одна - Россия.
И как нам не гордиться, что она
На Федоровской земле красивой
Рожать способна Героев соцтруда.
И ни Плутонов, ни Невтонов,
А наших русских земляков,
За правду постоять готовых,
Сражаться честно, без обиняков.
Пусть незаметные при жизни,
А после - так их не хватает нам!
Сыны и дочери Отчизны,
Мы низко кланяемся вам.
И хочется нам верить свято:
Коль жив народ - живет страна.
Россия на талант богата,
И ей стоять на вечные века!
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 18:20 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Газета "ВПЕРЕД" от 30 октября 2012 года

З.К. Пряхина: «Кому доверить будущее?


(К 85-летию легендарного учителя)

4 ноября З.К. Пряхиной исполнилось бы 85 лет- нить в прошлое, которая не обрывается. После себя оставила учеников, память, добрые дела.Представляем документальный материал о человеке, который сам стал частью истории Федоровского района. Многие мысли, высказывания Зои Кузьминичны Пряхиной, прозвучавшие 20-40 лет назад, остаются актуальными и сегодня.

Как найти путь к сердцу

(Из рабочего блокнота. Тезисы к статье «Горжусь званием учителя». Газета «Коммунист», №152,6.07.1984 г.)

Мы всегда в поиске

Почти сорок лет проработала я в школах своего района учителем. И если бы меня спросили, не жалею ли, что выбрала эту профессию, я бы ответила только отрицательно. Идешь по улице поселка, встречаются тебе жители, и ты всегда чувствуешь причастность к этим людям: или учишь их детей, или их самих когда-то учила, и оттого они кажутся тебе ближе, роднее, а особенно те, в судьбу которых пришлось вложить немало сил и знаний. И сколько их прошло через твои руки, нет, пожалуй, лучше сказать, через сердце! Потому что только сердцем можно понять ребенка, которого тебе доверяют воспитывать, учить, - быть равнодушным в нашем деле не годится. И излишняя строгость учителю не помощник: где крик - там бессилие ума. Разве мы, взрослые, не нуждаемся в разговоре по душам?! Дети - тем более. Вот уж истинная правда, проверенная многолетней педагогической практикой, что «ум воспитывается умом, а добро -добром». Подберешь ключик к маленькому сердцу - и ты навсегда его кумир. «А как найти этот ключик?» - спросит начинающий учитель. Вот то-то и оно, что как. В этом, пожалуй, самая главная наша трудность. Нет у нас готовых рецептов, как у врачей. Мы всегда в настоящем поиске правильного подхода к своим воспитанникам. Наша профессия потому и особая, что требует она от педагога богатых знаний и неугасимую энергию, мудрость и вечную молодость, требовательность и справедливость, простоту и богатую внутреннюю культуру, строгость и сердечную доброту.

Школа - модель семьи

Школа - это второй дом ученика, где он проводит большую часть времени. Она напоминает своего рода модель семьи, где, кроме педагогов-женщин, должны быть обязательно педагоги-мужчины. Их особенно не хватает школьникам, которых жизнь обделила, оставила без отцов и которые втайне завидуют своим товарищам, где отец не только кормит и одевает, но и становится близким другом своих детей. На помощь учитель-мужчина может прийд-ти и к тем мальчикам, которые видят падение своего отца, страшно переживают, скрывая своё горе,хочет помочь ему и в бессилие отвечает злобой на свои неудачи ,в них развивается ожесточенность, что ведет к огрублению чувств,они становятся трудными ,неподатлевыми – и не по своей вине.Успешное решение сложных задач школы зависит в решающей степени от учителя.А у нас в течении года не было предподавателя истории.Потом прибыл на несколько месяцев студент 4 курса.Но 1984- 1985 учебный год открыты вакансии на 5 человек, а по району 30-40% молодых специалистов не прибывают в школы. Нет села без школы, но нет школы без кадров. Где искать выход?

Очень правильное предложение: «Практиковать прием в педагогические заведения по рекомендациям педагогических советов школ». И уже жизнь подтверждает, что только таким путем можно решить важную кадровую проблему на селе. За 10 лет, говоря образно, пуд соли съешь с каждым учеником и сразу определишь, кто из них после окончания педагогического вуза может стать «доверенным лицом

общества»: кому из них можно вверить самое дорогое, самое ценное - детей. В некоторых школах ищут выход через создание педклассов. Но разве нуждается такой в школе, где все до единого хотят стать учителями? А потом в каждом классе не все учатся одинаково. Посредственный же ученик - это и будущий посредственный учитель, а такой не может быть ваятелем духовного мира юной личности. Для сельских школ, по-моему, такой путь совершенно неприемлем.

О тех, кто рядом

Восемнадцать учителей нашей школы - ее ученики, которые не поехали искать синюю птицу счастья вдали от родных мест. Каждый из них в свое время возвратился в родную школу не отрабатывать, а работать. Вошли они в свою трудовую жизнь не сторонними наблюдателями, а ее активными строителями. И сердце у них теперь болит не только за свои дела, но и за дела своего села, своего района. А что живем мы в степных краях, так и у нас есть свои прелести, только их надо увидеть, их надо услышать, как говорил поэт, да так, чтобы запах полыни или хлебного колоса везде отзывался острой болью в твоем сердце, щемящей тоской по родному краю.

29 лет преподает в Мокроусской средней школе химию и биологии Ирина Романовна Сокирко. А свой педагогический путь она начала с пионервожатой по совету своих учителей, потом много лет работала организатором внеклассной и внешкольной работы. И вот уже три года возглавляет коллектив школы, где сама когда-то училась. Глубокие прочные знания дает своим ученикам учитель физики Валентина Григорьевна Заковрягина, секретарь парторганизации школы. Стала учителем начальных классов Нина Борисовна Собачко, а наставница у нее - ее мама Алина Ивановна Першукова, коллега по работе. Только на 4 и 5 училась в школе Валентина Васильевна Коваль, а теперь не один десяток лет учит детей своих одноклассников, и уроки ее всегда открытые.После окончания школы получают профессию швеи-мотористки девушки нашей школы. И в этом заслуга бывшей ее воспитанницы, ныне учительницы обслуживающего труда Антонины Васильевны Голиковой. Уже много лет работает преподавателем математики Алла Николаевна Васильева, живая, беспокойная, у которой душа болит за каждого ученика, а теперь и за каждого учителя: она возглавляет профсоюзную организацию школы, активная помощница директора. Совсем не новичок Игорь Васильевич Чичеров, преподаватель физики, организатор внеклассной и внешкольной работы, сын потомственных учителей (мать - преподаватель русского языка и литературы, завуч школы, отец -преподаватель истории, потом директор школы и зав. РОНО, сейчас они оба на заслуженном отдыхе), в семье которых всю жизнь преклоняются только перед одной единственной вещью - книгой. Он сразу сумел завоевать авторитет у так называемых трудных учеников. Эти ребята -активные участники школьной агитбригады, хорошие помощники в подготовке и проведении молодежных вечеров.

На самые различные темы ведутся разговоры в учительской в свободное от уроков время, но теперь, конечно, больше уже о своих учениках, о беспечном отношении отдельных родителей к своему долгу, о нелегком труде педагога и низкой заработной плате. Но никто из них, 18 воспитанников, которые составляют 1/3 педагогического коллектива, ни разу не выразил сожаление, что стал учителем и возвратился в родной поселок. Видимо, чувство любви к детям, к родному краю оказалось сильнее всего на свете. Говорят, чтобы быть учителем, надо иметь призвание. Но нам не надо забывать, что человек сам творит свое призвание, а творить - это значит трудиться, всегда помня, что сегодняшний ребенок завтра станет взрослым человеком, гражданином своей страны.

Знаешь - научи других

Р.А. Скрипаль. (из личных воспоминаний).

С Зоей Кузьминичной мы познакомились в далеком 1952 году, когда она работала заведующей методкабинетом РОНО, а меня назначили инспектором школ. Начало было трудное, я чувствовала себя абсолютным новичком. И первым, кто протянул мне руку помощи, кто расположил меня к себе, была Зоя Кузьминична. Так началась наша совместная работа. Мы часто бывали в школах района. По крупицам собирали все ценное, лучшее, обогащали свой жизненный опыт и содействовали активному использованию передовых методов работы. Общаясь с ней, я училась умению чувствовать и понимать настроение педколлектива, замечала, как она осторожно, не навязывая своего мнения, не причиняя боли, оказывала помощь своему собеседнику. Нужно уметь посоветовать что-то, это у Зои Кузьминичны получалось просто, естественно. Она всегда имела наготове целый набор методической литературы. Это была своего рода «педагогическая аптечка», «скорая помощь».

Работать вместе было интересно, перспективно, но зачастую без комфорта. В те годы в РОНО не было спецтранспорта. Приходилось добираться до школ на попутных машинах, подводах, даже в товарных поездах, а иногда и пешком. Помню тот день, когда мы, закончив работу в Калдинской школе, отправились в Мокроус пешком. Было жарко, шли под впечатлением педсовета, в ногах усталость... Мы сняли обувь - и босиком. В руках легкая одежда, дорожные сумки, прошли почти половину пути. Вдруг услышали треск мотоцикла. Это директор школы решил нам помочь: поочередно доставить нас в Мокроус. Извинившись, мы отказались и пошли дальше. Все обошлось нормально. Это был обычный рабочий день.Проходили годы, наше общение крепло. Мы стали не только коллегами, но и подругами. Из РОНО в школу я пришла с определенным запасом методических и педагогических знании. Более 20 лет проработала в Мокроусской школе и благодарна судьбе за то, что оказалась рядом с такими замечательными учителями, как З.В. Чичеро-ва, З.К. Пряхина, А.П. Пасько. Нас сближало желание работать творчески. Правда, это получалось у каждого по-своему. Для Зои Кузьминичны священным было правило: «Знаешь, умеешь - научи других». Так и получилось. На занятиях с учащимися она порой доходила до самозабвения, своей энергией заряжала окружающих. Верная и строгая в дружбе, такой она была, наставник своих коллег и воспитанников.

Письма из прошлого



с. Калдино, 1946 г., З.К. Пряхина в центре

Коллегам

Это фото будет напоминать прошлое: ту глухую деревеньку и тот большой деревянный дом, крытый железной крышей, и комнату №2, и все то, что наблюдалось в этом доме: безудержные разговоры, сменяющиеся громким смехом, который с изысканием обстоятельств постепенно затихал, и тогда... тогда долгое молчание. Затем все повторялось снова.Итак все наши взоры обращены в будущее, став спиной к настоящему.

с. Калдино. 2 марта 1946 г.

Сегодня мы счастливы

(Из письма однокурсниц Раисы Федоровой и Лидии Дружининой. 16.01.1948 г.)
Дорогая Зоя. Всегда мы были недовольны, потому что у нас не было денег, а сегодня мы узнали, что деньги приносят много беспокойства. Сегодня мы счастливы вместе со всеми. У нас нет миллионов, и счастливей нас нет. У тебя 30 рублей до реформы осталось, и то ты их поспешно истратила на кино. А общий смех и радость были выражены в нашей комнате бесплатно. Да здравствует студент, у которого в кармане сегодня ни копейки. Жить будет лучше, жить будет веселей!!! Теперь мы купим ажурные перчатки. (Денежная реформа была проведена с 16 по 29 декабря 1947 года).

Сад, который посадил сам


Из письма поэту В. Бойко. 1993 г.

Вы спрашиваете, кого из писателей-классиков чаще всего перечитываю? Не задумываясь отвечу: Чехова. Лучшее у него, думаю, «Вишневый сад». Удивительно, но пьеса представлена автором как комедия. Нет, это совсем не комедия, скорее -прощальное письмо Чехова всем нам, ныне живущим.Все возвращается на круги своя. Посмотрите вокруг -эпоха Лопахина вновь процветает: все продается и покупается, все имеет свою цену. Вчитайтесь, писатель явно на стороне Раневской, недаром и имя ей дал Любовь, Любовь Андреевна. Есть символы, которые бесценны - Родина, наша генетическая привязанность к земле, на которой живем. Мне много раз предлагали работу в городских школах - не смогла, не смогла переступить через свой «вишневый сад». Здесь все мое: и воздух, и солнце, и ковыльные степи. 90 лет прошло с момента написания пьесы, а кажется герои ее рядом с нами. Никто нам не запретит любить то, что подсказывает сердце - так дано свыше. Гляжу в окно своего дома - благоухающий сад, который посадил и вырастил сам. А где еще могут так красиво цвести вишни.

Материал подготовил С. ЦУХ. п. Мокроус.

Фото, документы, воспоминания из личного архива.
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 18:44 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline


1965 г.



70-е годы-Мокроус-среди учеников.



70-е годы-Мокроус -на уроке.



70-е годы-Мокроус -на уроке.



70-е годы -Мокроус-последний звонок.



70-е годы- Мокроус- -со своим классом.



70-е годы -мокроус-учителя школы.
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 18:54 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline







1978 г. -встреча Пряхиной З.К. из Москвы,где было присвоено звание Героя Соц.труда.
 
gnadenflurДата: Воскресенье, 18.11.2012, 18:56 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
.

Федоровцы. Оставляйте здесь ваши воспоминания, комментарии.
 
stsukhДата: Суббота, 24.11.2012, 20:18 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Спасибо за этот большой проект. Ваш сайт уникальное явление в сохранении культуры Федоровского района.Это подношение памяти тем,кто жил здесь, и реальная возможность осмыслить происходящее для тех кто живет в районе и не только в нем. С. Цух.
 
gnadenflurДата: Четверг, 11.12.2014, 13:01 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
З.К. Пряхина: «Главное – не слова»

(к 20-летию дняпамяти учителя Мокроусской средней школы, гордости Федоровского района)

5 декабря 1994года. Понедельник. 5 часов 15 минут. Последнее утро Зои Кузьминичны Пряхиной - учителя Мокроусской средней школы, Героя Социалистического Труда. Ей всего 66 лет. Двадцать лет спустя, прикасаясь к зеркалу времени, с восхищением смотрим на то поколение, с особой пристальностью обращаясь к его мыслям и делам. Люди большой судьбы - они интересны и сейчас, как яркое отражение той эпохи, в которой непобедимой поступью шли вместе страна и народ. Учителя всегда остаются в строю, являясь продолжением человеческих судеб,

 
gnadenflurДата: Четверг, 11.12.2014, 13:29 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Зоя Кузьминична Пряхина: воспоминания, размышления,письма..

Время раздумий

С любовью к А.П.ЧеховуПрочитала у Чехова:«Боже, не позволяй мне осуждать или говорить о том, чего я не понимаю». А таких вещей, сколько не живи, все равно будет множество. Здесь опыта и ума явно недостаточно. Не случайно Чехов здесь же цитирует Достоевского: «Чтобы умом поступать, одного ума мало. А что же нужно еще?». Все те же нравственные проблемы, все та же река познаний.

(Из письма Новосельцеву Ивану Михайловичу, художнику, г. Саратов, 1980 г.).

Молодые учителячасто думают, что в педагогической профессии есть множество секретов, от которых и зависит успех мастерства. Не стану утверждать, что таких секретов нет. Но в связи с этим всегда вспоминаю бессмертную мысль Чехова из пьесы «Чайка»: «В нашем деле главное - не слова, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй».(Из личногодневника. 1982 г.).В «Записной книжке»А.П. Чехова есть такая мысль: «Воспитание жуйте, как следует, - говорит отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, все же вышли несчастные бездарные люди». Отзывчивое и доброе сердце ребенка формируется по образу и подобию родительскому. И тут не «жевать», тут любить надо! Что касается любви, то быть «выше» ее нельзя. А уметь любить - это и значит жалеть, прощать, жертвовать!

(Из личного дневника 1990 г.).

Чехов никогда невписывался в официоз «принципа партийности в литературе». Существует какое-то странное деление на русских и советских писателей. У творца должен быть один самый важный принцип -гуманизм. А идеология к таланту не имеет никакого отношения. Для писателя важен прежде всего человек -многогранность его мыслей, поступков, устремлений.

(Из личного дневника,1974 г.).

Слишком уверенно впреподавании литературы мы стали использовать градацию: положительный или отрицательный герой. Самое важное - внутреннее восприятие от прочитанного. Талант писателя и масштабность произведения определяется не линией между добром и злом, а тонким драматизмом внутреннего мира человека. Вспомним «Тихий Дон» М. Шолохова. Сколько шло дискуссий вокруг этого произведения. С нашей «положительностью» мы выхолащиваем поисковую активность самого читателя. Интересно его мнение, анализ. Нельзя ученику предлагать готовый штамп, надо дать возможность «маневра». Это и есть дорога к творческой мысли.

(Из письма Смирновой Ольге Ивановне, заслуженному учителю СССР, г. Волгоград, 1988 г.).

Роман-эссе В.Чивилихина «Память» - величайшее произведение нашей литературы Если и позволительна какая-либо зависть у человека, так это к таланту большого мастера. Найти тему, близкую читателю, заниматься в процессе литературного творчества работой, связанной с исследованием патриотического движения жителей родного города, увести за собой в глубину веков, не теряя связи t современностью - это талант, талант с большой буквы. Укаждого города, села, деревушки непременно есть судьба, свой исторический путь, победы, поражения и люди. Где все это? Что знаем о своем? Пустыня Чивилихин своим романом пробуждает в читателечувство стыда за прерванную связь поколений. В преемственности русского самосознания не сила ли земли нашей, - утверждает автор. Это одна из лучших книг, прочитанных мною в жизни. После нее изменились многие личные взгляды на происходящее в обществе, как в настоящем, так и в прошлом.

(Из личного дневника, 1985 г.).

Невозможно статьписателем по заказу, лишь заполнив пробелы фундаментальных знаний в литературной сфере. Нужна искра Божья, талант. И научиться этому ни в каком литературном институте тоже нельзя. Настоящий писатель - это не только когда тебе есть что сказать обществу, в большей степени - когда уже не можешь не сказать... Должны ли быть в литературе авторитеты? Конечно. Только все проверяет и доказывает время. Право на художественное слово есть у каждого. Но обязательно, где-то подспудно, должно закрадываться сомнение - а, может быть, кто-то уже сказал об этом более ярко, чем ты? Зачем создавать что-то вторичное.Классика, без сомнения, есть талант, проверенный временем. Хотя, кто знает, в литературе и искусстве одни имена всегда шли дальше других.

(Из письма саратовскому писателю Леденцову Н.И., 1984 г.).
 
gnadenflurДата: Четверг, 11.12.2014, 13:34 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Тонко чувствовать детскую душу

Просматривая материалы Мокроусского краеведческого журнала, у меня всегда возникает огромное чувство ностальгии по давно ушедшему детству и увековечиванию светлой памяти моей любимой учительницы Зои Кузьминичны Пряхиной. Это самый светлый, добрый и чуткий человек из моей школьной жизни, педагог от Бога. Она настолько видела возможности и потенциал своих учеников, что всегда всех (и слабых, и сильных) нацеливала только на наилучший результат, воспитывала в нас порядочность, уважение к себе и окружающим, учила начатое дело доводить до конца. А главное - никогда не позволяла себе и нам плохую оценку ученика оставить неисправленной. Я училась хорошо, но иногда могла позволить себе, получив сегодня «4» или «5» по русскому языку и литературе, расслабиться и что-то не выучить на завтра, мотивируя - теперь не скоро спросят. А Зоя Кузьминична возьми да и спроси меня снова, и как результат - «2» в журнал и дневник. Финал этого - после уроков я должна была выучить весь материал и снова отвечать теперь уже на «4» или «5», которые следовали через дробь после двойки. Такие ситуации воспитывали во мне чувство ответственности, заставляли «быть в тонусе», не останавливаясь на достигнутом. Успевающие ученики класса, а таких было у нас большинство, всегда по рекомендации Зои Кузьминичны брали шефство над слабыми и подтягивали их на более высокий уровень знаний. Как мне, так и многим другим сильным одноклассникам (Светлане Шляхтиной, Алексею Афанаско, Татьяне Юневой, Людмиле Бухаловой и др.) очень часто она доверяла проверять тетради учеников других классов с диктантами и изложениями. Этот метод, считала Зоя Кузьминична, концентрировал внимание, формировал грамотность, раскрывал способности. Зоя Кузьминична была не просто учителем-предметником, но и в огромной степени психологом, тонко чувствовавшим детскую душу. Однажды, когда у меня появились некоторые проблемы в семье с родителями, она отозвала меня в сторону и спросила: «Ира, у тебя все в порядке дома?. Ты перестала улыбаться». Поверьте, для меня это была такая поддержка, участие в судьбе, плечо друга!!! Ей всегда хотелось, чтобы я стала преподавателем (видела во мне определенные задатки и мое желание). В те славные годы (1980-1982 гг.) имелась возможность поступить в педагогические учебные заведения вне конкурса по направлению РОНО. И после 8 класса наставник предложил мне первой использовать данный вариант и поступать в педучилище на отделение «Начальные классы», а после окончания - в пединститут на такой же факультет. Но родители не разрешили мне избрать профессию учителя, о чем я по сей день жалею из-за нереализованных своих внутренних способностей. Она часто говорила: «Уча других - учишься сам!». Эти слова и стали девизом в жизни. Работая инженером-технологом на сахарном комбинате, мне приходится обучать обслуживающий персонал по вопросам технологии, охраны труда и т.д. Вот здесь-то я и использую все способности несостоявшегося учителя. После окончания школы мы долгое время поддерживали связь с Зоей Кузьминичной. Я все эти годы, более 30 лет, хранила ее открытки. По сути, она для меня всегда была второй мамой, которую я всегда помню, ценю и уважаю. Так жаль, что после выпуска увидеться с ней не довелось. Я уехала далеко от дома, и во время визитов в Мокроус (не очень частых) мне не удавалось застать Зою Кузьминичну дома по причине того, что она находилась или в больнице, или в санатории. И только после ее кончины я каждый раз, бывая на родине, посещаю ее могилу с чувством огромной благодарности за то, что такой человек был в моей жизни. И даже некоторой вины за неисполненный долг перед человеком, который так верил в меня, а это дорогого стоит. В то время, когда Зое Кузьминичне присвоили звание Героя Социалистического Труда, 6 ней снимали документальный фильм с участием нашего класса и меня в том фильме. Его еще тогда показывали в кинотеатре перед киносеансом, но я не попала ha просмотр, Я долго думала - нельзя ли его как-топосредством Интернета восстановить или скачать. Это было бы очень здорово для памяти о Зое Кузьминичне и для истории. Спасибо «Мокроусскому краеведческому журналу» за осуществление моей мечты - увидеть этот фильм, я лелеяла эту мечту 36 лет. Какое же это чудо: увидеть молодую любимую учительницу, услышать ее бархатный (честно говоря, позабытый) голос, узнать себя и своих совсем еще юных одноклассников! Какие тут могут быть ощущения? Конечно же, щемящая душу ностальгия, грусть по безвозвратно ушедшему времени, смятение, слезы радости и
грусти и горечь утраты такого замечательного человека. В моей памяти она всегда останется живой!

Ирина Елисеева,выпускница 1982 г.
 
gnadenflurДата: Четверг, 11.12.2014, 13:38 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Я полюбила литературу

К Зое Кузьминичне япопала уже в старших классах. При знакомстве неожиданно насторожили строгое выражение лица и серьезность тона учителя. Начинается урок литературы и вот входит она! Шум моментально стих, спины выпрямились, взгляд у всех был на нее. Я была поражена таким неподдельным уважением. Начался урок. Какая любовь преподавателя к предмету ! Речь уверенная, ничего лишнего, такое впечатление, что урок был вызубрен на зубок! Подошла к окну, о чем то задумалась - класс затих в ожидании. И опять зазвучал ее спокойный ровный голос. Урок прошел на одном дыхании. В тот момент я навсегда полюбила литературу - как будто в душе поселился лучик надежды и тепла. Каким-то шестым чувством ощущалась возможность знания этого предмета, необходимость понимания через него русской души, такой открытой, как и сам преподаватель. Никогда не слышала, чтобы она кого то унижала, обсуждала, оскорбляла, Зоя Кузьминична гордо несла имя Учитель, оставаясь естественной, доброй, простой. Я не всегда тогда понимала принципы обучения, но хочу сказать - это необычайно талантливый человек, влюбленный в людей, умеющий находить подход к любому ученику, одержимая и страстная в знаниях. Ее духовный мир - целая вселенная, к которой мы имели счастье быть причастны. Произошел как-то курьезный случай. Ранней весной, когда начинают радовать своей божественной красотой тюльпаны, наш учитель посетовала, что у нее в саду ну никак еще не зацветают. И сказано это было с такой тоской и огорчением в голосе. Мы сразу приняли решение: нарвали тюльпаны у себя дома и ночью воткнули их в землю на ее домашнем участке. В школе Зоя Кузьминична улыбаясь, рассказывала: «И у меня наконец-то появились цветы!».Еще я знаю, что у Веры Кирпичевой (Герасимовой) она еще в школе отметила красивый слог и посоветовала писать стихи. И Вера на самом деле стала их писать, но для себя и семьи. Я их читала, жаль, что не было публикаций.

Татьяна Килочко,выпускница 1975 г.
 
Форум » Первомайский - Федоровский район 1922 - 2013 год » Известные люди района » Пряхина Зоя Кузьминична
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz

Для добавления необходима авторизация