K Kanton Gnadenflur

Кантон Гнаденфлюр - сейчас Федоровский район

Пряхина Зоя Кузьминична - Страница 2 - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Первомайский - Федоровский район 1922 - 2013 год » Известные люди района » Пряхина Зоя Кузьминична
Пряхина Зоя Кузьминична
gnadenflurДата: Четверг, 11.12.2014, 13:39 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Прошло не бесследно

Еще будучи студенткой филологического факультета Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, я с гордостью говорила нашим
преподавателям русского языка и литературы, что я училась у Зои Кузьминичны, потому что на ее методические разработки они часто ссылались. В этой научной среде с большим уважением отмечалось - в небольшом поселке Мокроус живет и учит детей замечательный педагог и великолепный методист. Все полученное в Мокроусской школе часто выручало в годы студенчества. Зоя Кузьминична не просто давала знания, она умела их вкладывать в наши головы. Только благодаря ей я стала любить и понимать классическую литературу, профессионально анализируя прочитанное. Думаю, одноклассники сейчас бы улыбнулись, вспоминая тетрадь для орфограмм. Только спустя много лет, когда моя дочь пошла в школу, стало понятно, насколько эта тетрадь помогала стать грамотнее. Работа над ошибками - как приходилось злиться, выполняя ее, но не зря же древние говорили: «Повторение -мать учения!». А как осваивали «исключения из правил», которые были замечательно зарифмованы и просто впечатывались в память, кстати, не забытые и сегодня. Вспоминая уроки литературы, теперь понимаю, как важно учить наизусть цитаты, делать закладки. Мы знали предмет, умели писать сочинения по составленным планам, излагать свои мысли - кто-то хуже, кто-то лучше. Но ученики З.К. Пряхиной говорили полными предложениями, а не издавали нечленораздельные звуки. Здорово, что в нашем классе на уроках читали вслух произведения великих русских писателей, и даже по ролям. Да кто же не помнит наши театральные постановки?! Все прошло не бесследно, мы, ученики Зои Кузьминичны, выросли людьми образованными. В щемящем от боли сердце навсегда осталась благодарность за то, что сделано для всех нас. Учителя уходят - после них остаются сотни учеников с блеском в глазах, смотрящих в будущее.

Светлана Пасько (Шляхтина), выпускница 1982 г.

Материал подготовил С. ЦУХ. п. Мокроус.

(Письма, дневники, воспоминания из личного архива.)


Газета "Вперед"  от 5 декабря 2014 года
 
gnadenflurДата: Пятница, 20.02.2015, 13:27 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
"Вперед" №88 от 2. 11.2007 г.

"Разговор с учителем"

Вначале было Слово - и это действительно так! Если бы наши далёкие пра-пра... пращуры не стали обмениваться первыми звуками, затем первыми словами - мы бы, вероятно, так и продолжали бы скакать по деревьям. А так - за словом - первая группа слов, потом предложения, потом слова в рифму - сначала устная поэзия, а потом и современная литература. А вначале было слово, и это слово - русские язык и литературу преподавала в наше время в Мокроусской средней школе учительница русского языка и литературы, наша классная руководительница с седьмого по одиннадцатый выпускной класс - Зоя Кузьминична Пряхина. Родителей мы не выбираем, каких Бог дал. школу в основном тоже не выбираем, идём в ту, какая есть там. где мы живём, с теми же учителями, которые живут рядом с нами. Всё это - детство, школа с учителями - только первые этапы на жизненном пути, а жизнь - штука такая, может быть и длинной. И на этом длинном жизненном пути, как и в любом обыкновенном путешествии, всё зависит от попутчиков, которых ты себе выбрал в дороге, от встреченных тобой на этом жизненном пути людей. Встретишь плохих - не повезло, встретил хороших - глядишь, чему то хорошему тебя научат, чему то полезному сам научишься. Таким вот хорошим человеком и была в начале моего жизненного пути Зоя Кузьминична, мне повезло, что я её встретил.

Она пришла к нам, когда мы пошли в седьмой класс, причём сразу и как учитель русского языка и литературы, и как классный руководитель. Гадали, какая она будет, новая учительница? Обычная внешность, короткая причёска, чёрные вьющиеся волосы, аккуратная - ничего, в общем-то, необычного. Но до чего же занудой она нам показалась с первого взгляда, по первым ощущениям! Именно её предмет - это самое главное в школе и в жизни! Это как физики утверждают, что «в физике - соль, остальное всё ноль!», филологи до такого не додумались, но у нашей новой «литераторши» основной смысл требований сводился именно к этому: ты не можешь быть нормальным человеком, если пишешь неграмотно, не можешь словами выразить свои мысли вслух у доски или в сочинении на бумаге! И началось: диктанты, изложения, сочинения, синтаксис, морфология, правила, работа над ошибками. Да-да, оказывается, если ты сделал ошибки в письменной домашней или классной работе, то ты обязан сделать работу над ошибками! И эта «зануда» обязательно требовала делать эту, казалось бы, бестолковую работу, постоянно помнила все твои грехи, талдычила об этом постоянно - и приходилось делать эту «работу над ошибками».

Кстати, о «работе над ошибками». По роду своей профессии, которую я избрал после школы, мне пришлось снова учиться, на этот раз учиться летать. И первый мой инструктор сказал мне, что если я не хочу буквально убиться в очередном полёте в своей жизни, то я должен по окончании каждого полёта анализировать его ход, искать свои ошибки в полёте но пунктам и этапам, намечать пути и методы их устранения, чтобы в следующем полёте таких ошибок больше не допускать. А перед следующим полётом, если хочешь остаться в живых, нужно составить план, в котором наметить сомнительные места, где возможны новые ошибки, наметить пути их предотвращения - и тогда с каждым полётом ты будешь чувствовать себя увереннее в воздухе и всё будет хорошо. И я вспомнил Вас, Зоя Кузьминична, - ну чем это не план, хоть и не сочинения, а полёта, и смысл работы над ошибками совершенно тот же, что и у Вас в школе и этому Вы начали учить меня ещё четыре года назад?! И я занимался этим ещё двадцать пять лет и остался жив: двоечников в авиации  списывают ещё в училище, в процессе службы хоронят троечников, погибших в катастрофах, четвёрочники уходят сами, остаются же только ... Так что поздравьте меня, моя учительница, я всё-таки стал отличником и благодаря именно Вам!
Любопытно, что правило «плана» и «работы над ошибками» справедливо для любого вида успешной человеческой деятельности, кто этим не занимается в жизни, тот многого не сможет достигнуть. Взять хотя бы модный нынче «бизнес-план»... - но это уже другая история.

И, кстати, о «синтаксис - соль...». Я думаю, в этом есть какая-то, как говорила иногда Зоя Кузьминична, «сермяжная правда». Дело в том, что, научившись мало-мальски грамотно писать и более-менее разбираться, что есть в литературе классика, а что - макулатура, естественно, и в жизни будешь придерживаться «классических» правил. По крайней мере, я лично никогда в жизни не читал и не буду читать ни Маринину, ни Донцову, ни Бушкова, в моём понятии всё это - «селёдочная» литература, которая годиться только на то, чтобы заворачивать в неё селёдку на базаре. И «мыльные оперы» я никогда не смотрел, это - пустая трата времени, всегда можно найти что-нибудь более интересное. И этим «классическим» образованием я обязан именно своей классной руководительнице - Зое Кузьминичне и только благодарен за это. Именно благодаря ей я сохранил массу своего времени, не размениваясь на всякие мелочи, научился разбираться, что мне нужно в современной литературе, а на что можно и не обращать внимания. Действительно, как говорила наша «классная», можно «пройти» школьный курс литературы в сапогах, можно в сандалиях, но лучше - босиком, чтобы кожей своих подошв ощутить всю тонкость и прелесть авторов, которые прошли проверку временем и действительно стали классиками литературы. А Ваша шуточная проверка на грамотность на основе одного предложения из пятнадцати слов? Этот Ваш знаменитый короткий диктант «На дощатой террасе близ конопляника коллежский асессор Аполлон Савич потчевал веснушчатую дочь подьячего Агриппину Аполлинарьевну винегретом в «комбинезоне». Помню его до сих пор, с удовольствием проверял этим диктантом на «грамотность» своих детей, чтобы они не слишком задирали нос, закончив школу, и помнили, что работать всегда есть над чем. Кстати, в своей жизни мне больше ни разу не пришлось встретиться с этим диктантом, вероятно, это была чисто Ваша «домашняя заготовка».

Помнится и Ваша идея сделать в школьном коридоре картинную галерею из цветных вставок в журнале «Огонёк». С тех пор я, конечно, не могу сказать, что'-стал экспертом в изобразительном искусстве, но всегда с интересом рассматриваю картины, при удобном случае попадая в музеи.А Ваша идея заработать колкой дров для школы на зиму деньги на поездку на экскурсию в Москву. Это было ещё в далёком 1961 году и, по-моему, никто до нас не пробовал проводить подобную поездку. Сейчас это просто, а сколько же сил и энергии нужно было приложить в те годы, чтобы всё-таки воплотить эту идею в жизнь?! Да, смогли поехать не все, поехали с нами и представители некоторых других классов, но 75% были наши одноклассники.
Прошло 43 года, как мы окончили школу, время от времени встречаемся всем классом, кого можем оповестить. И вот, вспоминая своих одноклассников, а я помню их всех двадцать шесть, с кем пришлось закончить школу, меня всегда удивляло, как это в наше время, когда становится страшно, слушая по телевизору очередную «страшилку» типа «Вне закона», а их теперь показывают перед каждым выпуском новостей, как будто все тележурналисты сегодня специализируются найти самое мерзкое в нашей жизни и доказать нам «.. вот, смотрите, какие вы на самом деле...», как же мы умудрились никто ни спиться, ни попасть в «места отдалённые» за какое-либо преступление, ни стать наркоманом. Даже процент разводов среди моих одноклассников минимален, во всяком случае, намного меньше относительно среднего показателя по всей стране. Вероятно, диспуты «О любви и дружбе» и ещё дежурная обойма тем, которые поднимались на классных собраниях нашими старостами класса и обсуждалась со всей страстью юности, что-то оставили в нашей душе, «зерно упало на благодатную почву». Если говорить торжественным слогом, класс «дал стране две семейные пары», которые прожили вместе уже почти 40 лет, а это кое-что значит! А как Вы давали рекомендации нашим девчонкам, с кем дружить, а с кем не стоит, и чисто по-женски понимали, что давать мальчишкам такие советы не стоит?

Последний раз я встретил свою «классную» на двадцатилетнем юбилее выпуска нашего класса в 1984 году. Мне казалось, что мы не изменились и остались такими же, как и были двадцать лет назад. Но Зоя Кузьминична приятно удивила меня, похвалив за активность, проявленную при ведении торжественной встречи. Значит, я стал другим, стал лучше, я способен учиться жизни и дальше, совершенствоваться самостоятельно. Честное слово, мне было приятно слышать Вашу похвалу, дорогая моя учительница, хотя, может, кто-то и скажет, что это просто ностальгия по школьным временам, по далёкой юности. Ну и что ж, всё равно приятно слышать это от человека, которому когда-то изрядно «портил нервы и пил кровь бидонами». Приятно доставить учительнице удовольствие, что её труд не пропал даром и она смогла из этого балбеса сделать мало-мальски приличного человека.

Дорогая Зоя Кузьминична! Как Вы всегда требовали, чтобы сочинение было не менее трёх листов, чтобы был план со вступлением, основной частью и заключением - я написал эти строки, хотя это не обычный тетрадный лист, а лист формата А-4. Но времена изменились, сейчас и пишущую ручку в руки берём редко, в основном стучим по клавиатуре, и общаемся чаще по «мобильнику». И с планом я «схимичил», не было у меня плана. Была прожитая жизнь, годы которой как тетрадные линии, а отдельные отрезки прожитой жизни, как пункты плана сочинения. Моё вступление осталось в школе, основная часть - училище после школы, и служба в армии, которая завершилась выходом на пенсию. Сейчас я в стадии заключения, вернулся в Мокроус заканчивать сочинение. Вас уже нет с нами и такова жизнь, но, я думаю, Вы бы поняли, что на всех пунктах своего сочинения-жизни я всегда помнил Вас, был благодарен Вам за всё, что Вы для меня сделали, за всё, что Вы требовали от меня, чтобы я сделал. Благодарен судьбе, что мне крупно повезло встретить  Вас в своей жизни. Думаю, мои одноклассники поддержат меня в этом мнении, по крайней мере, когда мы отмечали сорокалетие окончания школы, у нас не было разногласий по этому вопросу. Конечно, каждый из нас воспринимал и помнит Вас по-своему, но все согласны, что с учительницей русского языка и литературы нам всем крупно повезло.

Автор М.Гавва. р.п.Мокроус

(к 80- летию З.К.Пряхиной,учителя Мокроусской средней школы ,Героя Социалистического труда).
 
Форум » Первомайский - Федоровский район 1922 - 2013 год » Известные люди района » Пряхина Зоя Кузьминична
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz

Для добавления необходима авторизация