Без малого 300 лет жили в пределах России потомки немцев, приглашенных в страну русскими самодержцами – сначала Петром Первым и позже - Екатериной Второй. Трудолюбивые люди из «неметчины» являли собой пример энергичных мастеровых, неуклонного стремления к наукам. Со времен петровых Немецкая слобода в Москве, немецкие слободы в других городах начинают играть все большую роль в экономической и культурной жизни новой России. Создание Российской Академии Наук, развитие горного дела, изучение природы и истории, дальнейшее развитие мореплавания, создание флота, развитие медицины, новой архитектуры, армии, строительство Петербурга – во всем этом важную роль играли специалисты-немцы. Новый, послепетровский период массового переселения немцев в Россию связан с Екатериной Второй. Организованное по высочайшему повелению в 1764 году специальным указом, оно обеспечивало переселенцам свободу вероисповедания, свободу от крепостничества, свободу от рекрутчины на 100 лет, освобождение от налогов в казну.
Основная масс немецких колоний растянулась в буферной зоне, на границах с западными казахскими землями от Самары до нижней Волги. После русско-турецких войн Екатерина заселила немцами неспокойный Крым, район Одессы и другие южные области Украины. Позже немецкие колонии появились в Грузии и Азербайджане. Появились дочерние колонии на Урале и в Сибири.
Немецкие кантоны были крупными поставщиками товарного хлеба, другой высококачественной сельскохозяйственной продукции.
После того, как в России произошел большевистский переворот, 19 октября 1918 г. В.Ленин подписал Декрет об образовании первой в Советской России Автономной области – она называлась «Трудовая коммуна немцев Поволжья». 6 января 1924 г. она была преобразована в АССР Немцев Поволжья (АССР НП).
В 20-х годах на Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, в Оренбуржье были созданы 14 национальных немецких районов. В 1921 году здесь разразился страшный голод, унесший сотни тысяч жизней…
Циничная «национальная» политика после принятия Сталинской Конституции 1936 года отразилась на существовании АССР НП самым прямым образом: пали национальные районы, а следом полетели и головы. После террора 1937-1938 годов наступил кровавый 1941-й, на священную войну с гитлеровской Германией поднялся весь народ, в том числе и советские немцы. Но немцам было отказано в праве на патриотизм – в них стали искать врагов.
По тайному Указу от 28 августа 1941 года, без согласия Верховного Совета АССР НП, в прямое нарушение Конституции СССР, под прицелом винтовок, которых так не хватало на фронте, в 24 часа всех немцев депортировали в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь.
Куда везут – никто не знал. Забитые до отказа людьми баржи, потом железнодорожные вагоны для перевозки скота шли и шли на Восток. Кого живым, а кого мертвым довезли до Минусинска, чтобы через полгода снова увезти на запад – на Урал, в шахты Тулы, на лесоповалы Вятки.
В Сибири и Казахстане советских немцев население поначалу приняло за пленных «фрицев». Однако вскоре казахи поняли, кого на самом деле привезли в скотских вагонах. И многие – тысячи, сотни тысяч депортированных немцев обязаны своим спасением и жизнью миллионам простых людей в казахских аулах, протянувшим немцам руку помощи, разделившим с ними кров и последний кусок хлеба. Те, кто прошел кошмар депортации, никогда этого не забудут этого подвига казахского народа.
Число депортированных немцев пополнило немецкие поселения Северного Казахстана – в селах Карбышевка, Крестовка и других. Много переселенцев осело в Караганде на строительстве шахт, а также и пополнилось немцами число горнорабочих в шахтах.
В 1948 году в судьбу немцев вошла комендатура НКВД, когда за отлучку из мест «высылки навечно» угрожали 20-ю годами лагерного заключения. Немцы (да только ли немцы?) не могут без содрогания вспоминать трудармию.
Немцы работали день и ночь. Женщины, у кого не было детей до трех лет – на самых тяжелых работах. Те, у кого были грудные дети, работали в поле. Русские «раскулаченные» - спецпереселенцы делили с немцами нелегкий хлеб депортации, учили рыть землянки, варить суп из травы, собирать мороженую картошку…
Болезни, голод, тяжелый труд сделали свое дело. Сколько немцев полегло в местах вынужденного переселения – никто не считал.
Г.АРНГОЛЬДТ, историк, Караганда, 1989 г.