K Kanton Gnadenflur

Кантон Гнаденфлюр - сейчас Федоровский район

НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Немного истории » Кто такие - немцы » НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ
НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ
gnadenflurДата: Вторник, 23.12.2008, 13:50 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ

Первый призыв к переселению европейцев в Россию прозвучал в манифесте Екатерины II от 4 декабря 1762 г. По этому манифесту жители Европы приглашались свободно устраиваться на российских просторах.

Права и привилегии переселенцев закреплялись в следующих пунктах: свобода вероисповедания и строительства церквей; освобождение сель-ских колонистов от налогов на 30 лет и городских - на 10; беспроцентная ссуда на обустройство крестьянского хозяйства или ремесленной мастерской; самоуправление в колониях; освобождение от военной и гражданской службы.
Цель этих акций правительства состояла в развитии земледелия и ремёсел в степных окраинах России, подъёме сельского хозяйства до западного уровня. Манифест получил широкое распространение за границей и стал началом мощного переселенческого движения иностранцев в Россию. Первые группы переселенцев прибыли в Россию в 1764-1767 гг. из Саксонии, Вестфалии, Пфальца, Баварии, Швабии. Значительная часть пере-селенцев осела на Волге. К 1767 г. на Волге было 106 колоний (60 на левом и 46 на правом берегу). Численность поволжских немцев к концу XIX в. достигла 350 тыс. человек. Главными занятиями немцев были земледелие, разведение картофеля, табаководство, ремесленничество. Среди немцев были известные купцы и промышленники, а также много интеллигенции: учителей, архитекторов, врачей.
Колонисты - выходцы из южногерманских земель Пфальца, Эльзаса и Лотарингии - основали более 100 колоний на Волге: Нижняя и Верхняя Добринка, Ней-Галка, Гримм, Обмемонжу, Блюменфельд, Екатериненштадт. Несмотря на многочисленные трудности, засушливый климат, нападения кочевников, отсутствие строевого леса для жилья, переселенцы обосновались прочно, навсегда полюбив свою новую родину "Волгухаймат".

Переселенцы жили замкнуто. Бытовой уклад, традиции, язык, техника возделывания земли, орудия труда не изменялись в течение десятков лет. Даже сегодня можно услышать разговор на одном из диалектов конца XVIII векаСогласно Указу императрицы все колонисты становились хлебопашцами. Земледелие и скотоводство стало их главными занятиями. Большую роль колонисты сыграли в распространении культур табака, горчицы и картофеля. Представленные на выставке образцы хлопчатобумажной ткани сарпинки, керамической посуды, многочисленных предметов из соломки говорят о широком развитии различных промыслов. Оригинальные по форме и технике исполнения гончарные и плетеные изделия очень ярко передают национальные черты и традиции немцев

Классическое жилище немцев-колонистов состояло из трех комнат: кухни, большой комнаты и спальни. Выставка дает представление о внутреннем убранстве крестьянского дома. Здесь можно увидеть и печные котлы, и нехитрую домашнюю утварь, и чудом сохранившуюся мебель, посуду.

Гордостью хозяйки считалась чисто выбеленная печь и кровать со множеством подушек и тщательно взбитыми перинами. Такая кровать называлась "кровать с небом", так как украшалась ситцевым пологом и занавеской.

Как мужская, так и женская одежда многофункциональна по назначению, скромна и неярка по расцветке. В ней гармонично сочетаются жакеты и жилеты традиционного европейского покроя вместе с чисто русскими платками, шалями и картузами. А яркие детские платьица, вышитые фартучки, кружевные чепцы, крошечные самодельные башмачки - все это резко отличало детскую одежду колонистов от других поволжских народов.

 
gnadenflurДата: Вторник, 23.12.2008, 13:52 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Религиозная жизнь у поселенцев была очень активной,ведь многие эмигрировали по религиозным мотивам. Церкви строили собственными силами.В этом плане трудностей не возникало.Церковный налог охотно вносился,а участие в строительстве церкви считалось почётным.В каждом среднем и большом селе имелась видная церковь со статной колокольней,устремлённой ввысь над домами селян.Сад и ограда вокруг церкви содержались всегда в образцовом порядке.Во всех церквях имелись органы,которые чаще всего были изготовленны в Германии.Особой популярностью пользовались органы фирмы „Валькер“ у выходцев из Швабии.В малых селениях и у меннонитов стояли лишь молельные дома без колоколен.Одновременно они служили и школами.Немец кие церкви во внешнем и внутреннем убранстве резко отличались от русских церквей.Церкви были гордостью селян,своим архитектурным стилем они напоминали оставленные на родине образцы 18 и19 веков.Клирос чаще был обращён к востоку.Церкви активно посещались,из всей семьи дома оставался лишь один человек.Поэтому богослужения были всегда переполнены.Воскресный покой соблюдался строго.По воскресным дням не работали,даже при уборке урожая или во время молотьбы.

Немцы Поволжья (мужчины) характеризовались как широкоплечии,коренастые,отмечалось их гостеприимство, усвоенное ими в России.Меннониты отличались набожностью ,постотой и честностью,сдержанностью чувстви и ,конечно ,большим трудолюбием.У выходцев из Эльзаса и Бадена волосы светлые,у выходцев из Вюртемберга и Пфальца-тёмные.Их большей частью бледное лицо с серыми,бреже голубыми глазами отличалось правильными чертами лица и чётко очерченным профилем.Глаза средней величины,густые брови,нос у блондинов острый,у брюнетов -тупой,рот довольно большой,то же можно сказать и об ушах.Выражение лица серьёзное,часто равнодушное,у некоторых хитрое.Шея обычно короткая,грудь выпуклая и широкая.Руки сильные и мускулистые.Торс большой частью длинный с широкими плечами.Рост в основном средний,осанка небрежная или натянутая.Прежде колонисты тщательно брились,но поже,особенно лютеране стали носить бороды и усы.Колонисты отличались от местных и своей одеждой. Летом мужчины носили башмаки на каблуках,брюки,жилетки и пиджаки,по воскресеньям фетровые шляпы или цилиндры.Женщины-туфли с пряжками,юбки,кофты, шляпы.Постепенно зимой вместо пальто стали носить тулуп,высокие сапоги и валенки.Меховые шапки потеснили шляпы.На эту тему даже существовали частушки.

Hei,so Swadjba,

die Russa tragen Laptja.

Die Deutschen tragen Ringelschu,

do hat der Ruß ka` Geld dazu.

Вот как описывает Михаил Жданов путешествие по Поволжью в своих „Путевых записках по России“ 1843 г.

„Из Саратова я ездил в город Вольск ,через колонии иностранных поселенцев,расположенных на левом берегу Волги.Эти колонии носят названия большой частью Швейцарских кантонов,а именно:Цюрих,Базель,Унтервалден и Шафгаузен.Но кроме того есть и другие названия,Красный Яр,Екатериненштадт,Рязановка и другие.Лучшие из них по наружнемуустройству,Екатеринштадт, Унтервалден и Шафгаузен.Проезжая колонии,не видишь совсем хлебных полей,они отдалены вёрст на двадцать пять от жилищ,потому что ближайшие к селениям поля засевают торговыми и корнеплодными растениями.Такими как,табак Американский,Немецкий и Русский,картофель, морковь.В значительном количестве разводятся также тыквы.Ближайшие к колониям поля,можно сказать, обращены в огороды. Любопытно видеть колонисток,порядочно одетых,в соломенных шляпах,работающих в поле.думаешь,что это все барышни принялись за мотыги и за грабли.Полевые орудия здесь,двухконный плуг на двух колёсах,борона с железными зубьями и коса.Хлеб здесь косят,а не жнут и хороший косец может в день скосить десятину,а женщина связать в снопы скошенный хлеб.Вообще все колонии отстроены очень хорошо,широкими правильными улицами,так что многие из них гораздо лучше многих уездных городов.Дома у колонистов большие,светлые,крытые тёсом и при многих разведены сады.Внутри везде чистота и опрятность,комнаты усыпаны песком.В спальне,высокая постель,аршина два от пола.Нем цы спят под перинами(удивительно как они не задохнутся) Необходимая пища каждого семейства: хлеб с маслом,сыр, колбаса,картофель,плоды.Кушанье готовит сама хозяйка, если она зажиточна,то кухарка под её присмотром.Мне подавали блинцы с ягодным вареньем,поджаренные пирожки со смородиной.Прошу покорно найти это у наших мужиков.Екатеринштадт,лучшая из колоний расположен на берегу Волги,имеет пристань и много лодок.Народонаселение ея простирается до 15 000 душ. В ней есть каменные дома и каменная лютеранская церковь.“

 
gnadenflurДата: Вторник, 23.12.2008, 13:53 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2339
Статус: Offline
Обычаи и нравы колонистов.

Из народных традиций,наиболее сохранившиеся у колонистов в России,важнейшими были те,что связывали человека с религией и духовным миром христианства: рождение(крестины), бракосочетание(венчание),смерть (отпевание). У лютеран обычно новорождённого приносили в церковь на второй или третий день после рождения.Крестные выбирались обычно из числа близких родственников.При крещении первенца в качестве крестных чаще всего выбирали шафера и подругу невесты.Как правило,ребёнку давали имя крестного если это был мальчик,и имя крёстной ,если это была девочка. Но поскольку могло быть два или три крёстных,то и ребёнок получал два или три имени.Употребление спиртных напитков во время или после крестин строго воспрещалось.Крестины завершались праздничным трезвым ужином.У католиков крестины сопровождались выпивкой.Следующим важным событием было бракосочетание.За несколько недель до свадьбы(они игрались как правило осенью),жених отправлялся с двумя сватами к своей избраннице,она со своей стороны была оповещена заранее,и приглашала своих подруг в свидетели .Сваты произносили изречения из библии,нахваливали жениха и просили согласия родителей невесты.В Поволжье невеста одевала длинное платье,обычно белое, фартук, волосы зачесывала назад,сплетая корону с бантами и другими украшениями.После шуточного торга у запертых дверей дома невесты,который ведут её подружки, двери перед женихом открываются.Но там находится бабка ,ряженая под невесту,после шуток ,наконец жених пред cтаёт перед невестой.Они следуют в церковь,после обряда венчания обе стороны(гости и родственники) празднуют отдельно.Завершался праздничный обряд снятием венка с головы невесты,ей заплетали волосы в косы,на голову надевали большой платок,невеста с этого момента станови лась замужней женщиной. Важными были такие религиозные праздники как Рождество и Пасха.С Рождеством связаны многие обряды,совершаемые в период между первым адвентом (четвёртое воскресенье перед рождеством) и очищением Марии,2 февраля.Также это день Святого Николая(6 декабря),сочельник (24 декабря) и крещение (6 января). По зимним вечерам взрослые колонисты собирались у того или иного соседа.Незамужние девушки собирались каждый вечер то у одной,то у другой подружки.Это называлось“Холостяцким рядом“.В нём принимали участие и юноши.Чисто народным праздником был,“майфаер“ ,майский праздник.1 Мая юноши устанавливали в селе четыре больших дерева,два по концам и два в центре села.Верхушки этих деревьев украшались платками,специ ально приготовленных к празднику. После установки 4 основных деревьев,юноши спешили к домам своих избранниц и устанавливали там майские деревья,каждый старался чтобы его дерево было повыше и покрасивее.Весь вечер молодёж веселилась.Всё это происходило в сёлах,где жили немцы швабы,тоесть выходцы из южных районов Германии.

Использованны материалы из журналов :

"Volk auf dem Weg" , "Heimatbücher 1954 -1994 " и другая литература .

 
Форум » Немного истории » Кто такие - немцы » НЕМЦЫ ПОВОЛЖЬЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz

Для добавления необходима авторизация